СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации ДООП МАДОУ
Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения ДООП МАДОУ
3
3
3
4
4
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
5
5
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
16
16
17
17
17
18
18
18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Календарный учебный график
Расписание занятий «Обучение чтению»
Описание материально-технического обеспечения
Учебно-методические материалы и средства обучения
Заключение
Список литературы
Приложение
№1
Рабочая
программа
по
реализации
общеразвивающей программы «Обучение чтению»
дополнительной
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение
в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей,
не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к
учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не
умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована
привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с
детьми дошкольного возраста.
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к
снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание:
внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и
воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе
и от умения читать.
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочки»социально-педагогической
направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на
обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного
чтения и на совершенствование устной речи.
Программа дополнительного образования (далее – программа) разработана в соответствии
с нормативными и методическими документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ
№ 1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО).
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от
04.09.2014г. №1726-р);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018г. №196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от
18.11.2015. № 09-3242;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к
письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-Уставом МАДОУ № 42 «Огонек».
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы«Читалочки» - развитие активной мыслительной деятельности
дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам
звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей
каждого ребёнка.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:
- обучать правильному слоговому чтению;
- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);
- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;
- учить называть слова с заданным звуком, слогом;
- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- формировать умение проводить звуковой анализ;
развивающие:
- обогащать словарный запас;
2
- развивать речь детей;
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные;
- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
воспитательные:
- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;
- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации
программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое
чтение, осмысленное чтение слов в предложении.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным
содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с
работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.
1.3.Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Принципы при обучении чтению:
1) Регулярность занятий;
2) доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного
по принципу дидактики (от простого к сложному);
3) личностно-ориентированный подход;
4) игровая форма подачи материала;
5) наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала;
6)
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие»интегрируется с
образовательными
областями: «Социально-личностное
развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
7) Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций
Развивающий и воспитательный характер обучения –направлены на речевое развитие,
расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для
себя овладевать задачами дошкольного обучения.
1.4.Планируемые результаты освоения ДООП МАДОУ
В конце года дети должны:
- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- самостоятельно называть слова с заданным звуком;
- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;
- производить звуковой анализ слова;
- правильно, плавно читать по слогам;
- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в
соответствии со знаком на конце (.!?);
- ориентироваться на странице тетради;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
3
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Описание образовательной деятельности
Подготовка к обучениючтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы:
1. Звуки речи.
Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные
звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и
их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение
губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать
твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию.
Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными
опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и
согласных.
2. Образ буквы.
Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать
запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим
звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение.
Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением
согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при
его чтении.
4. Предложение. Слово.
Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление
нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их
произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на
слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать
первоначальные представления о слоге и ударении.
Подготовка к обучению письму
Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической
деятельностью. Поэтому процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть
механической тренировкой руки ребенка. Это должна быть система осознанной, творческой
работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи
взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре
основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и
развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием.
1. Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша
подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При
этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш
слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном
захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не
падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и
указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя)
пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное
распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в
руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность
смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения
стихами, чистоговорками, рассказами. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые
простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак,
постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти,
снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.
В результате выполнения графических упражнений дети учатся:
4
а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по
ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в
пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно
другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма.
Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических
рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети
переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое
расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка
проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок
проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к
аналогичной работе с образами букв.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- Эмоциональный настрой, использование музыкальных произведений;
- Артикуляционная, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики;
- Использование куклотерапии;
- Практические упражнения, игровые методы;
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила на занятиях:
- Использование приема транслирования информации;
- Отбор тематического содержания;
- Главный герой занятия – ребенок;
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка;
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации имитационные
движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
- Обеспечение главных условий общения;
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
- Использование различных коммуникативных средств.
1.Звуки
Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по
произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.
* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие согласные);
* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных;
* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
* Звуковой анализ состава слогов и слов;
* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.
2. Слоги
* Раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов;
* Подбор слов на заданное количество слогов;
5
* Выделение в словах первого и последнего слогов;
* Подбор слов на заданный слог;
* Составление прямых и обратных слогов;
3. Слова
* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
* Составление слова из звуков и слогов;
* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключениязвуков или слогов;
* Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
* Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его
звукового и слогового состава;
* Чтение слов, осмысливание значения слов.
4. Буквы
* Знакомство с буквами;
* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
* Согласные и гласные буквы;
* Соотнесение букв и звуков;
* Чтение букв, соединение в слоги, слова.
5. Связная устная речь
* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;
* Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих
слов;
6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти
* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
* Выделение лишнего предмета;
* Объединение различных предметов в группы;
* Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.
7. Работа над общей и мелкой моторикой
* Работа в тетрадях;
* Пальчиковая гимнастика.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр,
что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за
особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении,
сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные
выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов
ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной
деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться
система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Месяц
Сентябрь
№
занятия
№1
№2
Содержание программы
Тема занятия
Теория
основные
теоретические
понятия
«Что я умею?»
Выявить
знания
речь
устная
и детей по чтению.
письменная
Знакомство
с
видами
речи:
устная, письменная
(для чего нужна
речь, для чего надо
знать буквы).
Звук и буква «А»
Знакомство
с
кукольным героем
Практика
содержание
видов деятельности,
форм и методов
Игра «Узнай букву».
Игра «Подбери слово с этой
буквой».
Игра «Назови первую букву
имени своего друга».
Рисование знакомых букв на
бумаге.
Игра «Подбери слова с буквой
«А».
6
по
имени
Карандаш.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Октябрь
№3
Звук и буква «У»
Знакомство
с
кукольным героем
Незнайка.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№4
Звук и буква «О»
Знакомство
с
образом буквы«О»,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№5
Звук [М] [М`] и
буква «М».
Учимся соединять
буквы.
Карандаш в гостях
у детей.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Работа с букварем стр.4.
-рассмотреть
картинки,
определить позицию звука «А» в
их названиях.
-читать букву, водя пальчиком по
горизонтали.
-составление предложений с
использованием
картинок
букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое
упражнение
«Где
спряталась буква «У»?
Игра «Определи, где стоит звук
«У»: в начале, середине, конце
слова».
Работа с букварем стр.5:
рассмотреть
картинки,
определить, где стоит звук.
-чтение буквы: учить водить
пальчиком по вертикали.
-составление предложений с
использованием
картинок
букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Узнай
букву» (из написанных многих
букв
узнать
А,У,О).
Игра
«Передай мяч» (назвать слово на
«О)
Игра «Узнай звук» (называю
слово на а, у, о, узнать начальный
звук, назвать его).
Работа с букварем стр.6.
-Чтение букв по горизонтальным
и вертикальным строчкам.
Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» (учимся соединять
буквы).
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Назови
слова на«М».
Игра «Назови, где спрятался
звук» (определение позиции
звука).
Работа с букварем стр.7.
-назвать картинки, определить,
где стоит звук.
-составление предложений с
использованием
картинок
букваря.
Игровое упражнение «Какое имя
кукле дать». (подобрать имена со
знакомыми буквами).
7
№6
Звук [С] [С`] и
буква «С».
Учимся соединять
буквы
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№7
Звук [Х] [Х`] и
буква «Х».
Учимся соединять
буквы
Учимся
читать
слоги.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№8
Звук [Р] [Р`] и
буква «Р».
Учимся
читать
слова.
Большая
буква в именах.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Чтение букв по горизонтальным
линиям
и
вертикальным
столбикам.
Игровое
упражнение
на
соединение букв «Бежим по
дорожке».
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Угадай слово» (назвать
слово с нужным звуком).
Игровое
упражнение
«Где
спряталась буква «С»? (найти на
рисунке правильную букву «С»)
Работа с букварем стр.8.
Назвать картинки, определить
позицию звука «с» в словах.
Игровое упражнение «Найди
пару»
(подобрать
каждой
картинке
смысловую
пару:
самолет-летчик, сосна-зима, санигора, лиса-нора).
Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» (на соединение букв в
слоги) стр.11,12.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Отыщи нужную картинку»
(со звуком «х»).
Игровое упражнение «Подбери
слово со звуком «Х»
Работа
с
букварем
стр18.
Рассмотреть картинку, повторить
смех
обезьянки,
обратить
внимание на знак в конце(!).
Чтение слогов.
Игровое упражнение «Бежим к
букве». Игра «Составь слово».
(составление слов по первому
слогу).
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение
«найди
слово» -читаю стихотворение
«Карр». Услышать слово с
нужным звуком, запомнить его.
Назвать.
Игра «Лови, не урони» - дети
ловят мяч, если услышат новую
букву, если её нет, они мяч
отбивают.
Работа с букварем стр.20-21.
Игровое упражнение «Догоняем
букву».
Чтение слогов.
Составление предложений со
словами из букваря.
8
Ноябрь
Декабрь
№9
Звук
и
буква
«Ш».Учимся
читать слова и
предложения.
Большая буква в
начале
предложения.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№10
Звук и буква «Ы».
Знакомимся
с
однокоренными
словами.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№11
Звук [Л] [Л`] и Знакомство
с
буква «Л». Много – образом
буквы,
один.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№12
Звук [Н] [Н`] и
буква
«Н».
Знакомство
с
предлогами.
№13
Кукла из театра
«Мы в профессии
играем» - портной
(принёс ножницы)
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Звук [К] [К`] и Картинки-герои
буква
«К». мультфильмов
Продолжаем
Знакомство
с
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Собери чемодан» (дети
отбирают картинки с заданным
звуком «м»).
Игра «Подари подарок» (дети
дарят подарок с новым звуком: я
дарю шубу. Я дарю машину…)
Работа с букварём стр.22.
-назвать слова со звуком «Ш»,
выделяя его.
-чтение слогов, слов, работа по
составлению предложений с
заданным словом.
Игра «Буква потерялась»: ..ум,
…уба, …ар, ка…а.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Найди
слово» – дети на картинках
находят слова с новым звуком.
Игра «Поймай не урони»- ловят
мяч и называют слово со звуком
«ы».
Работа с букварем стр.24.
- Чтение слогов, слов.
-подбор однокоренных слов к
словам со страницы.
Рисование образа в воздухе, на
бумаге.
Игра «Я дарю тебе словечко» дети подбирают слова в начале,
середине, в конце.
Работа с букварем стр.25.
Рассмотреть картинку, подобрать
имена детям.
- Чтение слогов, слов, текста.
Игровое упражнение «многоодин».
Игра «Составь слово» - по
предложенному
началу
из
букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «какое имя
кукле дать?» - имена на «Н».
Игра «Я дарю тебе словечко»подобрать слова с буквой.
Работа с букварем стр.28-29.
Чтение
слогов,
слов,
предложений.
Игра «Где мяч»-знакомство с
предлогами.
Игровое упражнение «Какое имя
лучше дать» -подобрать имена на
заданную букву.
9
запоминать
с образом
буквы,
понятием «много- артикуляция звука,
один».
характеристика
звука, буквы.
Январь
№14
Звук [Т] [Т`] и Знакомство
с
буква «Т». Слова образом
буквы,
синонимы.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№15
Звук и буква «И».
Твердые и мягкие
звуки.
Однокоренные
слова.
№16
Звук [П] [П`] и Использование
буква «П».
куклы из театра
«Мы в профессии
играем» - повар.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№17
Звук и буква «Й».
Знакомство
с
прилагательным.
Продолжаем
учиться
читать.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игра «Кто где живет» - отобрать
сколько тех жильцов, которые
начинаются на «К», с «К» в
середине, в конце.
Игра «Продолжи говорить слова»
- подбор слов с буквой.
Чтение букваря стр.31.
Чтение
слогов,
слов,
предложений.
Составление предложений по
картинкам
букваря
на
закрепление
правильного
употребления предлогов.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Догоняем
букву».
Игра «найди слово» - найти
предметы вокруг с этой буквой,
определить позицию.
Чтение букваря стр.33.
Игровое упражнение «Я начну, а
ты продолжи» на подбор слов
синонимов.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое
упражнение
«И
Мишка…» - у Лены ручка и у
Мишка ручка., …
Игровое упражнение «Помоги
букве стать мягкой» - слиг-сми,
син-сли и т.д.
Чтение букваря стр.35.
Чтение вертикальных столбцов.
Игровое упражнение «Измени
слово» - однокоренные слова.
Пересказ текста из букваря
стр.35.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Назови пару» - бросаю мяч
называю твердую согласную,
ребенок называют её мягкую
пару: П-П,, С-С,, и т.д.(пить,
плясать, петь, прыгать, ползать,
плакать,
прятаться.
Подпрыгивать, пугать.
Работа с букварем стр.37.
Игровое
упражнение
«Что
изменилось?» - со словами
букваря.
Игра Чтение слов с доски.
Игра «Найди пару»-соединить
слова схожие по смыслу.
Работа с букварем стр.42.
Рассматривание
картинки,
10
«?» знак в конце Знакомство
с
предложения.
прилагательным.
Вопросительный
знак
в
конце
предложения.
№18
Звук [Г] [Г`] и
буква
«Г».
Однокоренные
слова.
№19
Звук [В] [В`] и
буква
«В».
Закрепляем
предлоги.
№20
Февраль
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Использование
куклы
из
кукольного театра
«Мы в профессии
играем» - врач.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Звук [Д] [Д`] и Знакомство
с
буква
«Д». образом
буквы,
Продолжаем
артикуляция звука,
учиться
характеристика
пересказывать
звука, буквы.
текст.
№21
Звук [Б] [Б`] и
буква
«Б».
Составляем схемы
предложений.
Учимся
образовывать
множ.число
существительных.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№22
Звук и буква «Ж».
Использование
куклы Карандаш.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
составление рассказа по этой
картинке.
Составление предложений со
словами.
Игровое упражнение «Какой?
Какая? Какое? Какие?» Чтение
букваря стр.44.-читают вопросы,
отвечают на них, используя все
виды предложений.
Игра «Кто больше слов назовет с
буквой «Г».- две команды
соревнуются в подборе слов с
новой буквой.
Игровое упражнение «Рассели
жильцов» - дети распределяют в
дома жильцов с буквой «Г» в
начале, середине, в конце.
Чтение букваря стр.45.
Чтение слов в столбцах.
Игра «Укрась дерево» - подбор
однокоренных слов.
Игровое упражнение «Подбери
слова» - из серии картинок с
изображением предметов выбрать
те, где есть новый звук.
Игра «какое имя кукле дать?»подобрать имя на В.
Работа с букварем стр.47-48.
Игровое упражнение «Кто где?»нахождение предлогов в рассказе.
Зарядка для язычка.
Игровое
упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игра «Назови имя, в котором есть
звук
«д».
Игра
«Доскажи
словечко».
Дети подбирают слова к слогам с
новыми звуками.
Чтение букваря стр.51
Пересказ рассказа в «В саду».
Игровое
упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игра «Кто больше назовёт слов с
новым звуком»-определение его
позиции в слове.
Чтение букваря стр.53
Образование
множественного
числа существительного.
Составление предложений со
словами на стр.53, запись схем
этих предложений.
Игра «Кто больше» - подбор слов
с новым звуком, определение
позиции буквы в слове.
Игровое упражнение «строим
дом» - составление схемы к слову
11
характеристика
звука, буквы.
Март
№23
Звук и буква «Е».
Продолжаем
учиться отвечать на
вопросы.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№24
Учимся
читать
слова с Ь знаком на
конце.Читаемслова
с Ь знаков в
середине
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№25
Звук и буква «Я»
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№26
Звук и буква «Ю». Знакомство
с
Заменяем
слова образом
буквы,
местоимениям.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Знакомство
с
понятием
«местоимение».
Звук и буква «Ё». Знакомство
с
Составляем слова образом
буквы,
из слогов.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№27
жук, лужа.
Игра «Составь слово» - из слогов
составляем
слова:
лужа,
сажа,жара, ..
Игра «Жуки» -картинки, только
те летят в домик в названии
которых есть звук ж.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра
«Загадки-складки»-дети
подбирают рифмы к словам.
Чтение букваря стр.61-62.
Игровое упражнение «Ответь
правильно»- отвечать на вопросы
букваря стр.62.
Игра
«Командир»-образование
повелительного наклонения.
Рисование образа буквы. в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Найди
слово» -дети выделяют слова с ь
знаком в конце из текста.
Игровое упражнение «Измени
слово»-кон-конь, ходит- ходить…
Чтение таблицы со словами типа
–моль
Чтение
букваря
стр.64
Составление схемы к словам с ь
знаком на конце. Коллективное
чтение букваря стр.66-67- с
выделением слов с ь знаком.
Сравнительный анализ слов: малмял; мать-мять.
Чтение слоговой таблицы, подбор
слов по началу.
Чтение букваря стр.68-69.
Составление схем к словам:
семья, Оля.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Узнай и
назови»- из текста дети выделяют
слова с новым звуком.
Чтение букваря стр. 72
Обыгрывание слов и слогов на
странице букваря: составление
новых слов и предложений.
Употребление местоимений.
Игровое упражнение: размести
слова в домике – на определение
позиции звука: начало, конец,
середина.
Чтение слов с буквой Ё: воз-вёз,
вол-вёл, нос-нёс.
Чтение букваря стр. 74
Игра «Составь слово» -слоги на
12
Апрель
№28
Звук и буква «Ч». Знакомство
с
Закрепляем
образом
буквы,
ударение.
артикуляция звука,
характеристика
звука,
буквы
(всегда мягкий).
№29
Звук и буква «Ц». Знакомство
с
Составление схемы образом
буквы,
слов.
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№30
Звук и буква «Э». Знакомство
с
Закрепляем
образом
буквы,
однокоренные
артикуляция звука,
слова.
характеристика
звука, буквы.
стр.75
Игра «Весёлый Лёва» - изменить
в словах Ё на О и наоборот.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение
«Волшебные строчки»-на чтение
рифмованных строчек.
Игровое упражнение «Разместим
жильцов
домики»-размещение
слов с разной позицией звука:
начале, середине, в конце слова.
Чтение букваря стр.80-81
Составление предложений со
словами в столбцах, определение
ударения в словах.
Игра
«Поймай
рифму»подбирают
слова
грач-врач,
дочка-ночка, кочка-бочка…
Игра
«Составь
слово»составление
слов
из
разбросанных слогов.
Игровое упражнение «исправь
ошибку»дети
исправляют
ошибку в предложений.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Поймай
слово» - дети из текста выделяют
слова с новым звуком. Игровое
упражнение
«Расселяем
жильцов»на
определение
позиции звука в слове.
Чтение букваря стр.85
Игровое
упражнение
«одинмного»
на
получении
множественного
числа
существительного.
Работа в тетрадях – составление
схем к словам. Чтение слоговой
таблицы «наборщик».
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Благоустраиваем букву» на что похожа буква Э.
Игровое упражнение «Прочти и
помести
в
домик»
на
определение позиции звука в
словах.
Чтение букваря стр.84
Отгадывание
загадок
на
страницах букваря
Игровое упражнение «Собери
букет» - на подбор однокоренных
слов.
Рисование образа буквы в
13
Май
№31
Звук [Ф] [Ф`] и
буква
«Ф».
Большая буква в
именах
существительных.
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№32
Звук и буква «Щ».
Дифференциация
звуков «Ч-Щ, ЩС».
Знакомство
с
образом
буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№33
Учимся
слова с Ъ
читать Разделительный
твёрдый знак
буква Ъ.
–
№34
Учимся
читать Слушание сказки
слова с Ъ и Ь про Ъ и Ь знак.
знаком.
Закрепляем
№35
Закрепление
навыков чтения
№36
Итоговое занятие
«В гостях у
бабушки Азбуки»
Закрепление
понятия
«местоимение».
Схема
предложения.
воздухе и на бумаге.
Игровое упражнение «Доскажи» договаривание
слова
предложенному началу.
Чтение слоговой таблицы.
Игровое
упражнение
«Мои
друзья».
Игровое упражнение «Буква
затерялась» -на знание большой
буквы в именах собственных.
Чтение букваря стр.88
Рисование образа буквы
Игровое
упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игровое упражнение «Собери
чемодан»-различие букв Щ-Ч-С.
Чтение букваря стр.90-91
Составление схем к словам:
щенок, роща.
Рисование образа в воздухе и на
бумаге.
Игровое
упражнение
«Что
изменилось?» - дети читают
столбики слов с Ъ знаком и без
него.
Сравнивают,
анализируют,
делают вывод: Ъ знак обозначает
разделение букв
Чтение слов в букваре стр.93
Составление
предложений
с
этими словами
Чтение текста с доски с Ъ знаком.
Игровое упражнение «Узнай
слово» - дети в этих сказках
находят слова с ь и ъ знаками,
называют их.
Игровое упражнение «Вставь
букву» -текст на доске, дети его
читают, вставляют пропущенный
ъ или ь знак.
Знакомство с пословицей в
букваре: конец - всему делу
венец!
Чтение букваря стр. 94-95
Игровой момент «Научим куклу
Машу читать»
Индивидуальное чтение текстов в
букваре (у каждого свое задание)
Игра
«Замени
слово»
закрепляем
знания
о
местоимениях.
Артикуляционная разминка.
Упражнение «Давайте вспомним
Алфавит». Чтение слогов в
таблице, составление из них слов.
Игра «Что лишнее» - дикие и
14
домашние животные. Чтение
предложений с соответствующей
интонацией. Звуковой анализ
заданного слова. Индивидуальное
чтение текста на карточках –
заданиях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
№
Тема
Кол - во
1
2
3
4
5
6
7
«Что я умею?»речь устная и письменная
Звук и буква «А»
Звук и буква «У»
Звук и буква «О»
Звук [М] [М`] и буква «М». Учимся соединять буквы.
Звук [С] [С`] и буква «С».Учимся соединять буквы
Звук [Х] [Х`] и буква «Х».Учимся соединять буквы.
Учимся читать слоги.
Звук [Р] [Р`] и буква «Р».
Учимся читать слова. Большая буква в именах.
Звук и буква «Ш».Учимся читать слова и предложения.
Большая буква в начале предложения.
Звук и буква «Ы». Знакомимся с однокоренными
словами.
Звук [Л] [Л`] и буква «Л». Много – один.
Звук [Н] [Н`] и буква «Н». Знакомство с предлогами.
Звук [К] [К`] и буква «К». Продолжаем запоминать с
понятием «много-один».
Звук [Т] [Т`] и буква «Т». Слова синонимы.
Звук и буква «И». Твердые и мягкие звуки.
Однокоренные слова.
Звук [П] [П`] и буква «П».
Звук и буква «Й». Знакомство с прилагательным.
Продолжаем учиться читать. «?» знак в конце
предложения.
Звук [Г] [Г`] и буква «Г». Однокоренные слова.
Звук [В] [В`] и буква «В». Закрепляем предлоги.
Звук [Д] [Д`] и буква «Д». Продолжаем учиться
пересказывать текст.
Звук [Б] [Б`] и буква «Б». Составляем схемы
предложений.
Учимся
образовывать
множ.число
существительных.
Звук и буква «Ж».
Звук и буква «Е».
Продолжаем учиться отвечать на вопросы.
Учимся читать слова с Ь знаком на конце. Читаем слова с
ь знаков в середине
Звук и буква «Я»
Звук и буква «Ю». Заменяем слова местоимениям.
Звук и буква «Ё». Составляем слова из слогов.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
В том числе
Теория Практика
%
%
25
75
25
75
25
75
25
75
25
75
25
75
25
75
30 мин.
25
75
30 мин.
25
75
30 мин.
25
75
30 мин.
30 мин.
30 мин.
25
25
25
75
75
75
30 мин.
30 мин.
25
25
75
75
30 мин.
30 мин.
25
25
75
75
30 мин.
30 мин.
30 мин.
25
25
25
75
75
75
30 мин.
25
75
30 мин.
30 мин.
25
25
75
75
30 мин.
25
75
30 мин.
30 мин.
30 мин.
25
25
25
75
75
75
15
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Звук и буква «Ч». Закрепляем ударение.
Звук и буква «Ц». Составление схемы слов.
Звук и буква «Э». Закрепляем однокоренные слова.
Звук [Ф] [Ф`] и буква «Ф». Большая буква в именах
существительных.
Звук и буква «Щ». Дифференциация звуков «Ч-Щ, Щ-С».
Учимся читать слова с Ъ
Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком.Закрепляем
Закрепление навыков чтения
Итоговое занятие «В гостях у бабушки Азбуки»
Всего часов (мин)
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
25
25
25
25
75
75
75
75
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
30 мин.
18 часов
540 мин.
25
25
25
25
25
75
75
75
75
75
3.2. Календарный учебный график
Срок реализации программы:сентябрь - май.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий – 30 минут.
Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная.
Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, самостоятельная и
практическая работа.
3.3. Расписание занятий
Понедельник
9.50-10.20
10.20-10.50
Четверг
9.30-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
Пятница
9.30-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
3.4. Описание материально-технического обеспечения
Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ,
словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и
дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими
особенностями детей, а также целями и задачами программы. Соотношение теоретических и
практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом
плане.
№
п/п
1.
Название
разделов
Звуковой
анализ
Формы и способы работы
Дидактический материал
Непосредственно
образовательная деятельность
Теория + практика
2.
Словесные
Непосредственно
Демонстрационный материал:
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 3х звуков;
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 4х звуков;
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 5ти звуков;
- наглядное пособие «Звуковой поезд»;
- наглядное пособие «Звуковые часы».
Раздаточный
материал:
фишки
красные, синие, зеленые.
Предметные картинки.
Полоски – схемы для работы над
словом, состоящим из 3х (4-5) звуков.
Букварь Н.С. Жуковой.
Мелкие игрушки, мяч, предметные
16
картинки.
3.
дидактические образовательная деятельность
игры
Индивидуальная работа с детьми
Теория + практика
Работа над
Непосредственно
предложением образовательная деятельность
Индивидуальная работа
Теория + практика
4.
Чтение
Демонстрационный материал:
касса букв.
Раздаточный
материал:
фишки
красные, синие, зеленые;
пособие «окошечки»,детские книги с
короткими текстами и крупным
шрифтом.
Букварь Н.С. Жуковой.
Непосредственно
образовательная деятельность
Индивидуальная работа с детьми
Теория + практика
Касса
букв
(демонстрационная,
раздаточные).
Букварь Н.С. Жуковой.
3.5. Учебно-методические материалы и средства обучения
Материально- техническое обеспечение программы
1. Мольберт демонстрационный
2. Доска магнитная
3. Азбука магнитная
4. Стол двухместный
5. Стулья детские
6. Игрушки – персонажи
7. Мяч
8. Наборное полотно
9. Детские книги с крупным шрифтом
10. Букварь Н.С. Жуковой
11. Демонстрационные наборы по темам
12. Кубки с буквами
13. Обучающая игра «Найди букву»
Заключение
Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является первоначальным этапом
системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир
самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в
дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.
В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный;
букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер
упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового
аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв идет параллельно с обучением
чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают
начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в
письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями,
обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также
грамматико-орфографической пропедевтикой.
Важную роль в программе «Читалочка» играет целенаправленная работа по
формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно
работать с учебной книгой.
Список литературы
1. Н.С. Жукова. Букварь / М: Эксмодетство, 2021.
2. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ Гризик Т.И. -М:
«Просвещение», 2011.
17
3. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г. -СПб: «Детство –
Пресс», 2000.
4. Мамаева В.В. «Учимся читать» - Спб: Издательская группа «Азбука-классика», 2010.
5. Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогутвашему ребенку
научиться читать быстро и правильно / Лейла Нагаева. – Москва: АСТ, 2014.
6.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.: Просвещение, 2006.
7. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ
Сфера, 2011.
8.Обучаем дошкольников пересказыванию/ Гуськова А.А. – М: ТЦ Сфера, 2014.
9.Речевые игры и упражнения/ Невская В.П. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
10. Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ Яцель О.С.- М.:Издательство «ГНОМ и Д»,
2011.
18