Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Умные детальки ОВЗ

Серовский муниципальный округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42 «Огонек»

Рассмотрено
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От 22.08.2025 г.

Утверждаю
заведующий МАДОУ № 42 «Огонек»

Л.А Гальчич
Приказ № 110-О
от 25 августа 2025 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
педагога дополнительного образования
по лего-конструированию
лего конструированию и робототехнике
для детей старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
«Умные детальки»

Составитель: Бронникова О. Б.
педагог дополнительного образования

г. Серов 2025 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
1..Пояснительная записка
1.1.Направленность………………………………………………………………………
1.2. Актуальность…………………………………………………………………………
1.3 Отличительные особенности…………………………………………………………
1.4 Адресат……………………………………………………………………………..
1.5 Объём и срок освоения программы………………………………………………….
1.6 Особенности организации образовательного процесса……………………………
2..Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………………….
2.1 Планируемые результаты……………………………………………….………….
2.2 Содержание общеразвивающей программы……………………………………….
2.3.1Перспективное тематическое планирование занятий для детей 5-6 лет…………
2.3.2 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет………
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график……………………………………………………….
3.2 Расписание занятий «Умные детальки»…………………………………………...
3.3 Условия реализации программы…………………………………………………..
3.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………………
4. Список литературы……………………………………………………………………

3
3
3
4
4
4
5
5
6
7
10
13
13
14
15
16

2

1. Пояснительная записка
1.1.Направленность общеразвивающей программы – техническая.
Лего-конструирование помогает развивать инженерное мышление,
творческие способности, мелкую моторику и пространственное воображение.
1.2 Актуальность. В современном дошкольном образовании особое
внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности
способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать,
анализировать предметы окружающего мира.А в силу своей универсальности
лего-конструирование
и
робототехника
являются
наиболее
предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить
процесс обучения дошкольников с ОВЗ. Данные занятия помогают
сформировать самостоятельность мышления, творчество, художественный
вкус. Выработать такие качества личности как целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, которые
важны для дальнейшего обучения в школе и успешной социализации.
Направление робототехники в конструировании открывает новые
возможности познания мира и является популярным
направлением
обучения, воспитания и развития детей.
Кроме того, актуальность лего-технологии и робототехники значима в свете
внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет
границ.
Программа «Умные детальки» определяет содержание и организацию
образовательного процесса по лего-конструированию и робототехнике с
детьми 5-7 лет в условиях лего-группы.
1.3 Отличительные особенности. Данная программа разрабатывалась на
основе пособий Литвиновой О. Э. «Конструирование с детьми старшего
дошкольного возраста; конспектов совместной деятельности с детьми 5-6
лет; 6-7 лет», Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» с
применением заданий других методических разработок, применяемых к
определённым конструкторам. В процессе реализации данной программы,
дети знакомятся с разные видами конструкторов, деталей и осваивают
способы их крепления. Важно познакомить обучающихся с возможностями
каждого конструктора, чтобы продемонстрировать богатство игровых
ситуаций и вариантов сборки. Это позволит ребёнку моделировать один и тот
же сюжет, используя разные виды конструктора. Так же программа
3

подразумевает дифференцированный подход, который определяет
содержание обучения «шаг за шагом», где каждый ребёнок может и должен
работать в своём темпе, переходя от простых задач к более сложным, с
учетом усвоения материала. Данная программа позволяет, в форме игры,
познакомить учащихся с азами робототехники, электроники, механики,
программирования и с азами рисования 3D ручкой.Внедрение данной
программы позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и
коррекционных задач. Также особенностью данной программы является
необходимость повторения двух и более игр-занятий с одним и тем же
содержанием для формирования у детей условно-рефлекторных связей, т.к.
в процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие
или цепочку действий.
При реализации программы у детей осуществляется развитие сенсорных
и мыслительных способностей, способности к решению проблемных
ситуаций, формируется креативное мышление и умение работать с разным
конструктором, сочетать и заменять детали при постройках; развивается
умение работать в коллективе и развивать коммуникативные навыки со
сверстниками и взрослыми, что дает возможность для успешной
самореализации и самовыражения ребенка.
1.4 Адресат:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ.
Основная форма организация работы по программе – групповые занятия.
Максимальное число обучающихся в группе – до 10 человек. Группы
комплектуются из обучающихся одного возраста, что позволяет строить
занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и определять
эффективную методику проведения занятий. Набор детей для обучения по
программе осуществляется в начале учебного года. Набор учащихся
производится по желанию родителей.
1.5 Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения - 36 занятий.
1.6 Особенности организации образовательного
процесса:
 Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю.
 Продолжительность занятия – 30-35 мин.
 Форма обучения – очная.
 Реализация программы происходит в традиционной модели.
 Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие формы и методы:
- формирование и совершенствование умений и навыков (изучение
нового материала и практика)
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, демонстрация отдельных частей и
всей постройки, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей составление программ);
4

- репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации;
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые
эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
- исследовательский метод;
-индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Промежуточный контроль в освоении определённого модуля программы
происходит в виде выставок работ и соревновани
2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Целью данной программы является создание благоприятных условий
для развития у детей дошкольного возрастас ОВЗ первоначальных навыков
технического конструирования и развитие конструктивного мышления.
Задачи:
Обучающие:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в
жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством
технических средств; приобщать к научно – техническому творчеству.
Развивающие:
развивать умение ставить технические задачи, собирать и изучать нужную
информацию, находить конкретное решение задачи и материально
осуществлять свой творческий замысел; развивать продуктивную
(конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных
приёмов сборки и программирования робототехнических средств, развить
умений составлять просты программы.
Воспитательные:
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного
поведения при работе с электротехникой, 3D-ручкой, инструментами,
необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей и его результатам; формировать навыки сотрудничества: работа в
коллективе, в команде, малой группе (в паре).
2.1. Планируемые результаты
 Сформированы первичные представления о робототехнике, ее
значении в жизни человека;
 сформирован устойчивый интерес к робототехнике;
5

 получены навыки основных приёмов сборки конструктора и
программирования робототехнических средств;
 освоены три вида конструирования;
 сформировано умение работать по предложенным инструкциям;
 сформировано умение творчески подходить к решению задачи;
 получены навыки рисования 3D-ручкой;
 получены навыки умения ставить цель, намечать план действий,
подбирать необходимые средства для реализации своего замысла,
выполнять действия по плану, доводить модель до готовности;
 дети могут сотрудничать в процессе строительства, во время ролевых
игр следуют правилам игры;
 дети получили навык договариваться между собой, просить помощи у
взрослого, рассказывать о своём творчестве.
2. 2 Содержание общеразвиваюющей программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела (модуля)

1

КонструкторыLEGO
и
другие
блочные
конструкторы
Конструктор
«Первые
механизмы»
Электронный конструктор
Интерактивный стол

14

0,5/13,5

Выставка работ

4

0,5/3,5

Выставка работ

4
2

0,5/3,5
0,5/1,5

3D-ручка
Мини-роботBee-Bot
пчела», робомышь

«Умная

6
6

1/5
1/5

Выставка работ
Знакомство
и
дополнение
Выставка работ
Самостоятельное
программирование и
составление
маршрута движения

Итого:

36

4/32

2
4
5
6
7

Кол-во часов
общее
теория/практика

Формы аттестации
(контроля)

2.3.1 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 5-6
6

лет
№
темы.зан
ятия.об
щ

1
1.1.1

Тема

Теория

Практика

Блочный конструктор
Дома

Организация рабочего места и
техника безопасности.

Сборка
модели дома
образцу и по схеме.

по

Конструкторы «Строитель», «Лёва».
Метод наложения. Разновидности
домов. Знакомство со схемами.
1.2.2

Ворота

Функция ворот. Сопоставления.
Простая и сложная постройка.
Знакомство со схемами.

Сборка модели простых
ворот по схеме. Сборка
сложных ворот по замыслу.

Конструкторы «Строитель», «Лёва»
1.3.3

Мост.

Разновидности мостов. Метод
«лесенка». Простой мост.

Сборка простого моста по
образцу.

1.4.4

Деревья

Фруктовые деревья. Конструкторы
«Строитель», «Лёва». Образцы

Сборка
модели
фруктового дерева и ёлки
по образцу и схеме

моделей деревьев. Метод
«лесенка». Схемы.
1.5.5

Цветы

1.6.6

Горки

Строение цветка. Образцы моделей.
Конструкторы «Строитель»,
«Лёва».
Набор «Трубы», способы

Сборка моделей цветов по
образцу.

Изучение понятий спуск и
подъём на примере трубы.
Сборка трубы из деталей.
Животные
Африки.
Набор Сборка модели животного
«Трубы»,
способы соединения по схеме.
деталей. Схемы.
Домашние
животные
(кошка, Сборка
животных
по
собака) + набор «Ферма».
образцу.
Домашние
животные
(баран, Сборка
животных
по
лошадь) + набор «Ферма».
схеме.
Легковой
транспорт,
просмотр Сборка моделей легковых
мультфильма. Набор «Лева». Схемы машин по схеме.
Грузовой
транспорт,
просмотр Сборка моделей грузовых
мультфильма. Набор «Лёва». Схемы машин по схеме.
Устройство детских площадок в Групповая работа. Сборка
саду. Большой набор «Лёва».
моделей по замыслу.
Конструктор «Лёва – первые механизмы»
соединения деталей.

1.7.7

Животные

1.8.8

Ферма

1.9.9

Ферма

1.10.10
1.11.11

Городской
транспорт
Городской
транспорт
Детский сад.

1.12.12
2.
2.1.13

Вертушка.

2.2.14

Волчёк.

2.3.15

Перекидные
качели.

Рычаги, масса и равновесие.

Сборка качели по схеме

2.4.16

Плот

Равновесие, энергия ветра.

Конструирование плота по
схеме.

Простые механизмы, свойства Сборка
вертушки
по
материалов
и
принцип схеме.
конструирования.
Зубчатая передача и вращение.
Сборка волчка по схеме

7

1
1.13.17

1.14.18

Конструктор «Цветная мозаика», «Блоки», «Снежинки», «Умные палочки»
Украшение для
ёлки
Украшения для
друзей

Елочные
игрушки.
Новые
детали,
новые
способы
креплений
Подарки. Новые детали, новые
способы креплений

Сборка
замыслу.

гирлянд

по

Сборка
сердечек,
замыслу.

браслетов,
кулонов
по

Конструктор электронный

3
3.1.19

Экскаватор

3.2.20

Вертолёт.

3.3.21

Танк.

3.4.22

Пушки.

Строительная
техника.
Строительный
инструмент
–
отвертка. Конструктор «Первый
робот»,
тб
при
работе
с
конструктором.
История
создания
вертолёта.
Конструктор «Первый робот»

Закручивание
шурупов
при соединении деталей,
включение блока питания.

Конструирование
вертолёта по схеме.
Роль танка в боевых действиях. Сборка модели танка по
Конструктор
«Эврики»,
пульт схеме
управления.
Техника Победы.
Конструктор Сборка
пулемёта
«Эврики», пульт управления.
«Максим» и «Катюша» по

замыслу.
Bee-Bot «Умные пчёлы», робомышь.

4
4.1.23

Где моя мама.

4.2.24

Где мой дом.

4.3.25

Подарок для
мамы

4.4.26

Весна.

4.5.27

Охота на сыр

4.6.28

Мышиные
гонки

Программирование робота
на три шага вперёдназад,влево-вправо.
Программирование робота
на 5шагов с поворотами
влево – вправо под
диктовку.
Семья и её увлечения.
Составление
маршрута
для
робота
и
самостоятельное
прохождение по этому
маршруту.
Признаки весны.
Составление
маршрута
для
робота
и
самостоятельное
прохождение по этому
маршруту.
ТБ при работе с робомышью. Составление маршрута из
Правила игры. Схемы.
квадратов, чтение схем.
Схемы, правила игры
Составление маршрута из
квадратов, чтение схем

3D ручка.

5
5.1.29

Детёныши животных. Мини-робот,
кнопки управления, поле. ТБ при
работе с роботами.
Кто где живёт. Мини-робот, кнопки
при
управления,
поле. ТБ
работе с роботами.

Солнышко

ТБ при пользовании 3D ручкой. Рисование простых линий
Видео о процессе рисования.
(прямых,
волнистых)
и
фигур на плоскости.

8

5.2.30
темы.зан
ятия.об
5.3.31
щ

1
1.1.1
5.4.32

Цветы.

Первые цветы.

Тема
Гусеница

Насекомые.

Дома.
Бабочка

5.5.33

Бабочка с
крыльями

5.6.34

Ветка дерева
с листьями

6
6.1.35

Школа.

6.2.36

Скоро лето.

Теория

Рисование простых фигур
цветов
на
плоскости,
штриховка Практика
лепестков.

Рисование
формы
гусеницы на плоскости,
Сборка моделей из блочного конструктора
штриховка тела.
Сборка плоской
модели дома
по
Разные
виды
бабочек.
Рисование
формы
Дополнительные элементы
замыслу
с
балконом,
замена пластика,
дома. Организация рабочего бабочки,
верандой,
воротами
и тд. в
раскрашивание
крыльев
места и техника
2 цвета
Видео крепления деталей. Объём.
Рисование тела бабочки,
крыльев, присоединение
крыльев под углом
Распускание почек у деревьев. Видео Рисование
ветки,
создание объёмных фигур.
листочков
и
их
соединение
Интерактивный стол
Что
мы
знаем
про
школу?
Интерактивный стол, тб при работе
на столе.
Летние развлечения.

Разбор игр на столе, игры
на воображение, память,
активность.
Игры на пространст-венное
восприятие, раскрашивание,
активность.

2.3.2 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет

9

безопасности.Конструкторы
«Строитель», «Лёва». Разновидности
домов.
Разновидности сказочных домов и их
иллюстрации. Конструкторы
«Строитель», «Лёва».
Поход в гости. Кровать, стул и стол.
Конструкторы «Строитель», «Лёва».

1.2.2

Сказочный
дом.

1.3.3

Мебель.

1.4.4

Мосты.

Разновидности мостов. Конструкторы
«Строитель», «Лёва».

1.5.5

Гараж.

Назначение гаража. Иллюстрации.
Конструкторы «Строитель», «Лёва».

1.6.6

Игровые
площадки

Просмотр иллюстраций и
обсуждение построек. Набор
«Трубы», схемы.
Железная дорога. Конструкторы

Поезд.

Сборка модели дома по
замыслу.
Сборка
моделей
по
образцу (кровать, стул,
стол)

Сборка
моделей
сложного
моста
низкого и высокого по
условиям.
Сборка по образцу.
Сборка по схеме.

Сборка по образцу

«Строитель», «Лёва».
1.7.7

Городской
транспорт

1.8.8

Городской
транспорт

1.9.9

Город.

2.
2.1.10
2.2.11

Пусковая
установка для
машинок.
Измерительная
машина

2.3.12

Машина.

2.4.13

Новая собака
Димы.

просмотр Сборка
«Городской легковых

моделей
машин по

схеме.
просмотр Сборка
«Городской грузовых

моделей
машин по

схеме.
Инфраструктура
города.
Большой Групповая
работа.
набор «Лёва».
Сборка моделей по
замыслу.
Конструктор «Лёва – простые механизмы»
Колёса, оси. Понятие – соударение, Сборка
пусковой
сила трения, наклонная плоскость.
установки по схеме.
Червячный привод колес и осей.
Сила, шкала показаний
Применение полученных данных
для создания своей модели машины
Зубчатая
передача,
ременная
передача, трение.

Сборка измерительной
машины по схеме
Конструирование
по
замыслу.
Конструирование
модели собаки по схеме

Конструктор электронный

3.
3.1.14

Легковой
транспорт,
мультфильма.
Набор
транспорт». Схемы
Грузовой
транспорт,
мультфильма.
Набор
транспорт». Схемы

Паук

3.2.16

Машина для
уборки снега

3.3.17

Заяц

Паукообразные.Шагающий механизм. Преобразование
Строительный инстру-мент – отвертка. плоской развертки в
Конструктор «Первый робот», ТБ
объёмную
модель

коробки.
Конструктор Конструирование
Вращающиеся машины по схеме.

Уборочная техника.
«Первый
робот».
движения механизма
Лесные звери. Конструктор «Эврики», Сборка модели танка
пульт управления.
по схеме

10

3.4.18

Машина

1

Простые модели и принцип соединения Самостоятельная
деталей.
Конструктор «Эврики», сборка
машины
пульт управления.
замыслу.

по

Конструктор «Тико»

1.10.19

Самолет

История
создания
вертолёта. Конструирование
Конструктор «Первый робот»
самолёта по схеме.

1.11.20

Танк.

Роль танка в боевых действиях.

1.12.21

Пушки.

Техника Победы.

1.13.22

Грузовая
машина

Виды грузовых машин.

Сборка модели танка
по схеме
Сборка
пулемёта
«Максим» и «Катюша»
по схеме
Сборка машине по
схеме.

Bee-Bot «Умные пчёлы», робомышь.

4
4.1.23

Времена года

4.2.24

Птицы
прилетели

4.3.25

Чем погладить
брюки?

5.4.26

Охота на сыр

4.5.27

Мышиные
гонки

4.6.28

Найди путь

Признаки весны

Программирование
робота по заданному
пути.
Перелётные птицы
Самостоятельное
оставление маршрута
движения.
Бытовые электроприборы.
Самостоятельное
оставление маршрута
движения.
ТБ при работе с робомышью. Правила Составление маршрута
игры. Схемы.
из квадратов, чтение
сложных
схем,
программирование
робота.
Схемы, правила игры
Составление сложных
маршрутов по схеме,
программирование
робота.
Схемы, правила игры
Составление сложных
маршрутов по схеме,
программирование
робота.
3D ручка.

5
5.1.29

Посуда для
кукол
Цветы

Посуда. ТБ при пользовании 3D
ручкой. Видео о процессе рисования.
Заготовки-болванки.
Первые цветы.Объемные формы

Рисование на заготовкахдля
придания формы тарелки и
кружки.
Рисование колокольчика в
объёмена фольге

5.2.30
5.3.31

Пчела

Насекомые. Объемные формы

5.4.32

Стрекоза

Разные виды бабочек.

Рисование пчелы в объёме
на фольге, присоединение
крыльев.
Рисование тела.Рисование
крыльев сразу на теле
стрекозы.
11

5.5.33

Дерево.

Весенние деревья. Объём.

5.6.34

Дерево
(продолжение
)

Видео создание объёмных фигур.

Рисование
3-х
форм
ствола
дерева,
закрашивание (заготовки)
Соединение заготовок в
дерево, создание листиков.

Интерактивный стол

6
6.1.35

Школа.

6.2.36

Скоро лето.

Что
мы
знаем
про
школу?
Интерактивный стол, тб при работе
на столе.
Летние развлечения.

Разбор игр на столе, игры
на воображение, память,
активность (по возрасту).
Игры на пространст-венное
восприятие, раскрашивание,
активность (по возрасту).

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
1.Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)

Время работы возрастных групп

10 часов в день (с 7.30 до 17.30 часов)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни
2.Продолжительность учебного года

Учебный год

с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г.

36 недели

12

I полугодие

с 01.09.2025 г. по 30.12.2025 г.

17 недель

II полугодие

с 09.01.2026 г. по 29.05.2026 г.

19 неделя

3.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Ннаименование
Сроки
Количество дней
Первичный мониторинг
с 01.09.2025 г. по 15.09.2025 г.
2 недели
Итоговый мониторинг

с 13.04.2026 г. по 27.04.2026 г.

2 недели

4. Оздоровительный период, праздничные (нерабочие) дни
4.1. Оздоровительный период
Количество недель/
праздничных дней

Сроки/даты
Зимний

с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.

9 дней

Летний

с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
4.2.Праздничные дни

13 недель

День народного единства

с 03.11.2025 по 04.11.2025 г.

2 дня

Новогодние праздники

с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.

9 дней

День Защитника Отечества

23.02.2026 г.

1 день

Международный женский день

09.03.2026 г.

1 день

Праздник весны и труда

с 01.05.2026 г. по 05.05.2026

5 дней

День Победы

11.05.2026 г.

1 день

День России

12.06.2026 г.

1 день

3.1.1. Расписание занятий «Умные детальки ОВЗ» на 2025-2026 учебный год
День недели

№ ДОУ

Время

Группа

Понедельник

42

«Умные детальки ОВЗ»
09:00 - 09:30
09:40 – 10:10

Группа комп. направленности № 1
Группа комп. направленности № 2

Вторник

42

«Умные детальки ОВЗ»
09:00 – 09:30
09:40 – 10:10

Группа комп. направленности № 3
Группа комп. направленности № 4

3.2 Условия реализациипрограммы.
 материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, столы, стулья (по росту и количеству детей); шкафы для
конструктора и методической литературы; демонстрационный столик;
технические средства обучения (ТСО) – компьютер.
1. Набор Lego Education «Транспорт» - 1шт,
2. Набор Lego Education «Ферма» - 1 шт,
13

3.
4.
5.
6.
7.

Набор LegoWedo 2.0 – 3 шт,
Набор большой «Лева» - 2 шт,
Конструктор «Лева, простые механизмы» - 3 шт,
Конструктор механический «Электронный робот» - 6 шт,
Конструктор трансформационный ТИКО «Школьник», «Малыш» - 4
шт,
8. Bee-Bot «Умные пчёлы» - 2 набора,
9. Электронный конструктор «Эврики» - 3 шт,
10.Конструктор «Кубики-животные» - 1 шт,
11.Конструктор «Космическая станция» - 2 шт,
12.Интерактивный стол;
13.3D ручки – 6 шт;
14.Игрушки для обыгрывания.
 методические материалы
1. Презентации, учебные фильмы, мультфильмы (по темам занятий) для
развития насмотренности разных вариантов конструирования и
сочетания деталей.
2. Технологические карты и схемы для развития навыка собирания по
схеме.
3. Картотека игр для создания игровых ситуаций при выполнении
задания.
4. Рабочие тетради по моделированию и конструированию с темами,
схемами и алгоритмом проведения занятия.
5. Лэпбук «Дом».
6. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьеныша» для развития
логического мышления.
7. Логическая игра «Уникуб» методика Никитиных для развития
пространственного
воображения,
умения
анализировать
и
комбинировать.
8. Игры настольные для развития логики, внимания, мышления.

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика освоения программы по лего-конструированию проводится
2 раза в год – в начале (в сентябре) обучения и в конце (в мае).
Диагностика освоения рисования 3D ручкой и программирования
«Умной пчелы» проводится по мере прохождения модуля.
14

Рисует 3D
ручкой

Пронраммирует
и составляет
программы

Работает над
проектами

Умеет
рассказать о
постройке

Использует
предметы
заместители

Работает в
команде

Собирает по
замыслу

Собирает по
условиям

Собирает по
образцу

ФИО ребёнка

Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию и
робототехнике у детей 5 - 7 лет проводилась с опорой на методику Т.В.
Фёдоровой и диагностические карты Е.В. Фешиной. Способы определения
эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок
успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить.
Диагностика проводилась по мере освоения каждого вида конструирования и
робототехники.
Высокий уровень развития знаний и умений соответствует самостоятельной
деятельности ребёнка при создании постройки, модели используя образец
или схему,при самостоятельном составлении маршрута и программировании
«Умной пчелы», при рисовании 3D ручкой.
Средний уровень развития умений допускает незначительные ошибки
при работе по образцу, схеме, составлении маршрута и программировании
«Умной пчелы», при рисовании 3D ручкой. Решение находит путем
практических проб, требуется помощь взрослого.
При низком уровне - ребенок не умеет правильно «читать» схему,
ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга,
замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических
действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию.
Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. При
программировании «Умной пчелы» не может построить маршрут и
запрограммировать её на движение самостоятельно. При рисовании 3D
ручкой не может провести линии по поверхности листа и соединить их в
одну фигуру.
4. Список литературы
1. Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809);
2. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (приказ № 1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО).
3. Федеральный закон «Об

образовании

в

Российской

Федерации» от

29.12.2012г. №273-ФЗ;
4. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение
15

правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
5. Порядок

организации и

дополнительным

осуществления

общеобразовательным

образовательной
программам

деятельности

(утвержден

по

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.№196);
6. Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015.№09-3242;
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
8. Постановление
04.07.2014.

Главного

№41

«Об

государственного
утверждении

санитарного

СанПиН2.4.4.3172-14

врача

РФот

«Санитарно–

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Устав МАДОУ № 42 «Огонек».
10. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС.
11. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2022. – 128 с.
12. Книга трафаретов для тридинга. Выпуск 1 и 2. ООО «Профи-принт», 2022.
13. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
14. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в
подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез;
М.;2010
15. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
16. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 240 с.
17. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет; учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 128 с.
18. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты
совместной деятельности с детьми 6-7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 96 с.
19. Логинова И.В. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных
конструкций.
20. Первые механизмы. Книга для учителей. Отдел образования LEGO.
16

21. Робототехника и конструирование/Авт.-сост. Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова и др.М.: ТЦ Сфера, 2024. – 160 с. (Научный детский сад)
22. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2012.-144 с.
23. https://trafarety.net/52-dlya-3d-ruchki.html
24. https://uprostim.com/78-shablonov-dlya-3d-ruchki/
25. https://3dpenz.ru/instrukcziya/3d-ruchka
26. http://promany.ru/lego-sxemy

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».