Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы Крепость короля МАДОУ № 42

Серовский муниципальный округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 42 «Огонек»
Рассмотрено
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От 22.08.2025 г.

Утверждаю
заведующий МАДОУ № 42 «Огонек»

Л.А Гальчич
Приказ № 110-О
от 25 августа 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно
изкультурно-спортивной направленности
«Крепость короля»

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов)

Автор-составитель:
оставитель: Бронникова О. Б.,
педагог дополнительного образования

г. Серов
2025 г

Содержание
1..Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
1.1.Направленность……………………………………………………………… 3
1.2.Актуальность………………………………………………………………… 3
1.3 Отличительные особенности………………………………………………… 3
1.4 Адресат………………………………………………………………………… 4
1.5 Объём и срок освоения программы………………………………………….. 4
1.6 Особенности организации образовательного процесса……………………. 4
2..Цели и задачи общеразвивающей программы………………………………. 5
2.1 Планируемые результаты……………………………………………….…… 5
2.2 Содержание общеразвивающей программы………………………………… 6
2.3.Перспективное тематическое планирование занятий …………………….. 6
3. Организационно-педагогические условия ………………………………….. 7
3.1 Календарный учебный график……………………………………………… 7
3.2 Расписание занятий «Крепость короля»…………………………………… 8
3.3 Условия реализации программы…………………………………………… 8
3.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………8
4. Список литературы…………………………………………………………… 9

2

1. Пояснительная записка
1.1Направленность общеразвивающей программы физкультурно-спортивная.
Программа «Крепость короля» по шахматам для дошкольников ориентирована на
формирование личностного развития ребенка через вовлечение его в
интеллектуально-спортивную среду, в частности, через знакомство с шахматным
искусством.
1.2 Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей
детей. Реализация содержания программы позволяет воплотить многие
позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование
у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, внимание,
восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления
поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детямдошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. важное значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование мнемотехнических приемов для развития памяти,
приемы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
1.3 Отличительные особенности. Программа «Крепость короля»
основывается на системно-деятельностном подходе, что позволяет эффективно
развивать социально-коммуникативные и познавательные компетенции у
дошкольников. Она направлена на стимулирование активной деятельности детей
и структурирование их мыслительных процессов, включая внимание,
планирование, рефлексию, память, анализ и самоанализ.
Соревновательные элементы в занятиях создают условия для формирования
активной социальной позиции и лидерских качеств у детей. Однако важно
учитывать, что в контексте дошкольного образования необходимо
минимизировать негативные последствия «ситуации неуспеха», характерной для
спорта. Это можно достичь, вводя организационные акценты в состязаниях, такие
как призы за достойное поведение или помощь в организации турнира.
Кроме того, занятия шахматами в раннем возрасте могут служить
эффективным инструментом для выявления и поддержки математически
3

одарённых детей, что способствует их дальнейшему развитию и успеху в учебной
деятельности. Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к
интеллектуальному досугу посредством шахматной игры.
При реализации следует учитывать индивидуальные особенности развития
дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в
шахматном образовании.
1.4 Адресат: Образовательная деятельность по программе «Крепость короля»
проводится с воспитанниками 6 -7(8) лет один раз в неделю во второй
половине дня.
1.5 Объём и срок освоения программы: Срок реализации программы: 1 год.
1.6 Особенности организации образовательного процесса:
 Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю.
 Продолжительность занятия – 30-35 мин.
 Форма обучения – очная.
 Реализация программы происходит в традиционной модели.
 Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие формы и методы:
Режимные моменты

Объяснение
Наблюдение
Развивающие игры
Играэкспериментирован
ие
Проблемные
ситуации Игровые
упражнения

Совместная
деятельность с
педагогом
Показ
Наблюдение
Беседа
Игровые
занятия
Игровые
упражнения
Игры
(дидактически
е, подвижные)
Экскурсии
Проектная
деятельность
Конкурсы
Проблемнопоисковые
ситуации
Мини-музеи
Чтение
литературы

Самостоятельная
деятельность детей
Игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные)
Игрыэкспериментирован
ия Наблюдение
Опыты
Продуктивная
деятельность

Совместная
деятельность
с
семьей
Опрос
Анкетирование
Семинарыпрактикумы
Консультации
Коллекционирован
ие Беседа
Совместная
продуктивная
деятельность
Выставки
Встречи
с
интересными
людьми
Совместная
деятельность
Конкурсы

4

Промежуточный контроль
диагностических игр.

проводится

в

виде

наблюдения

и

серии

2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социальнокоммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка
Задачи:
Обучающие:
формировать первичные представления о шахматах, их значении в жизни
человека; приобщать к шахматному спорту.
Развивающие:
развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать навыки
общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной
деятельности; формировать
навыки
сознательных действий посредством
«действий в уме»; развивать умение находить решение задачи путём соотнесения
ходов фигур; обеспечить освоение детьми название фигур и способом их
передвижения.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, целенаправленность
и саморегуляцию
собственных действий; формирование безопасных основ поведения в социуме.
2.1Планируемые результаты

 Метапредметные результаты:
- Коммуникация: сформировано умение излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Проблемное обучение: сформировано умение выявлять проблемы, ставить перед
собой цели и искать способы их решения путём «действий в уме».
- Критическое мышление: сформировано умение анализировать и оценивать
собственные и чужие ходы, и просчитывать результат на несколько шагов вперёд.
Личностные результаты:
- Самостоятельность: сформировано умение оценивать ситуацию и принимать
решения при выборе стратегии, сформировано умение решать шахматные задачи .
- Творческое мышление: сформировано умение
творчески подходить к
поставленным задачам и принимать нестандартное решение.
- Уверенность в себе: получен положительный опыт от успешного завершения
проектов, получен опыт взаимодействия с соперником по игре, что способствует
повышению самооценки и уверенности в собственных силах.
Предметные результаты:
5

- сформирован устойчивый интерес к шахматам и желание продолжать обучение,
сформировано представление об элементарных правилах игры в шахматы, умеет
решать элементарные шахматные задачи, понимают ценность фигур, разыгрывает
шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
2. 2 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п
1

Название раздела
(модуля)
Знакомство
шахматной доской

с

2

Знакомство с фигурами

3

Тренировочные позиции
Итого:

Кол-во часов
Формы аттестации
(контроля)
общее
теория/практика
10
2/8
Наблюдение,
диагностические
задачи и игры
10
5/5
Наблюдение,
диагностические
задачи и игры
16
5/11
Соревнования
внутри группы
36
12/24

2.3. Перспективное тематическое планирование занятий
Месяц
1-я неделя
Сентябр Диагностика
ь

2-я неделя
3-я неделя
Знакомство с Знакомство
с
шахматами.
шахматной доской.
История.
с Знакомство с Соревнование
пешками
пешками

Октябрь Знакомство
шахматной
доской. Линии
Ноябрь Тренировочные Знакомство
позиции (Ладья) со Слоном

4-я неделя
Знакомство
шахматами
Знакомство
Ладьями

с

с

Тренировочные
позиции (Слон)

Тренировочные
позиции (пешки,
Ладьи и Слоны)
Декабрь Спортивное
Знакомство с Тренировочные
Спортивное
соревнование
Ферзями
позицииТренировоч соревнование
(внутри группы)
ные позиции
(внутри группы)
Январь Знакомство
с Конь
Знакомство
с Тренировочные
Конями
угражает
Королями
позиции
Февраль Ценность
Шахи Мат
Тренировочные
Тренировочные
фигур
позиции
позиции
Март
Тренировочные Спортивное
Превращение
Тренировочные
позиции
соревнование пешки
позиции
(внутри
группы)
6

Апрель
Май

Тренировочные Тренировочн Тренировочные
позиции
ые позиции
позиции

Диагностика

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
1.Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)

Время работы возрастных групп

10 часов в день (с 7.30 до 17.30 часов)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни
2.Продолжительность учебного года

Учебный год

с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г.

36 недели

I полугодие

с 01.09.2025 г. по 30.12.2025 г.

17 недель

II полугодие

с 09.01.2026 г. по 29.05.2026 г.

19 неделя

3.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Ннаименование
Сроки
Количество дней
Первичный мониторинг
с 01.09.2025 г. по 15.09.2025 г.
2 недели
Итоговый мониторинг

с 13.04.2026 г. по 27.04.2026 г.

2 недели

4. Оздоровительный период, праздничные (нерабочие) дни
4.1. Оздоровительный период
Сроки/даты

Количество недель/
праздничных дней

Зимний

с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.

9 дней

Летний

с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
4.2.Праздничные дни

13 недель

День народного единства

с 03.11.2025 по 04.11.2025 г.

2 дня

Новогодние праздники

с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.

9 дней

День Защитника Отечества

23.02.2026 г.

1 день

Международный женский день

09.03.2026 г.

1 день

Праздник весны и труда

с 01.05.2026 г. по 05.05.2026

5 дней

День Победы

11.05.2026 г.

1 день

День России

12.06.2026 г.

1 день

7

3.2 Расписание занятий на 2025-2026 учебный год
День
недели
Среда

Четверг

№ ДОУ Время
51

15:15 – 15:45
15:45 – 16:15

51

09:30 – 10:00
10:00 – 10:30

34

15:15 – 15:45
15:45 – 16:15

Группа
Подготовительная № 2
(1 подгруппа)
Подготовительная № 2
(2 подгруппа)
Подготовительная № 1
(1 подгруппа)
Подготовительная № 2
(2 подгруппа)
Подготовительная
(1 подгруппа)
Подготовительная
(2 подгруппа)

3.3 Условия реализации программы.
Учебный кабинет, столы, стулья (по росту и количеству детей); шкаф для
шахматных принадлежностей и методической литературы; демонстрационный
столик, доска; технические средства обучения (ТСО) – компьютер.
 материально-техническое обеспечение
1. Магнитные шахматные доски
2. Деревянные шахматные доски
3. Уголок изо деятельности. В нём дети лепят и рисуют шахматные фигуры,
создают композиции шахматных баталий.


методические материалы

1. Наглядный материал.
2. Дидактические игры. «Волшебный мешочек» (ребёнок на ощупь определяет,
какую фигуру он вытащил), «Собери шахматную доску» (ребёнок выкладывает
её из белых и чёрных квадратиков), «Шахматная лесенка» (ребёнок располагает
на лесенке фигуры по их стоимости, значимости)
3.Тренировочные диаграммы для решения шахматных задач
3.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для получения результатов об уровне усвоения детьми программы «Крепость
короля»проводятся наблюдения и серии диагностических игр с детьми 6-7(8) лет.
Цель диагностики – выявить уровень сформированности у детей дошкольного
возраста знаний и представлений о шахматах.
8

Оценкапроводитсяпо3уровням:высокий(В),средний(С),низкий(Н).
Критерии оценки:
Высокий уровень–ребенок безошибочно отвечает на вопросы
Средний уровень–ребенок в основном правильно отвечает на вопросы.
Низкийуровень–ребенокдопускаетзначительныеошибкиприответахнавопросы.
Методы: беседа, наблюдение, игры, фиксация ответов детей.

4. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ № 1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
4. Порядок
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г., регистрационный N 70809);
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.№196);
6. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015.№09-3242;
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно–
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
9. Устав МАДОУ № 42 «Огонек»;
10.Абрамов Сергей, Касаткина Вероника «Как научить и увлечь детей», учебник
воспитателей и родителей, 2022
11.Кузин А. В., Коновалов Н. В., Скаржинский Н. С. Программа «Феникс»
шахматы для дошкольников. 2017 г.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».