Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Хоровое пение

СОДЕРЖАНИЕ:
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОП
1.1.
Пояснительная записка……………………………………………………. 3
1.2. Цели и задачи реализации ДООП МАДОУ.............................................4-5
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса............5
1.4. Планируемые результаты освоения ДООП МАДОУ………………… 6-7
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОП
2. Описание образовательной деятельности …………………………….........8
2.1. Календарно-тематический план……………………………………………10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план ……………………………………………………………………...25
3.2 Календарный учебный график …………………………………………..............26
3.3. Расписание занятий «Кружка по хоровому пению» ………………....................27
3.4. Описание материально-технического обеспечения …………………………...27

1

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОП
1.1.Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается
соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется большое
внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и
деятельность дошкольных учреждений. Человек наделен от природы особым даром –
голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать
свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и
различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере
развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают
тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал
ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству,
которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит
возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое
пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

На основе этой программы в МАДОУ №42 был создан «Кружок по хоровому пению», в
котором занимаются воспитанники от 3-х до 7 –лет. Особенность программы в том, что
она разработана для детей, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности.
В данных условиях программа кружка - это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу дошкольников, методы работы музыкального руководителя по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и
навыков воспитанников детского сада.

Актуальность программы.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы
актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь
через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,
развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, само реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние разработана программа, направленная на духовное развитие
воспитанников.

2

Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского
населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает
еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет
на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.
С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения
речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые
навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

1.2 Цели и задачи реализации ДООП МАДОУ
Целью данной программы является развитие творческого потенциала музыкально
одаренного ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения
к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.
Задачи программы.
1.Формирование устойчивого интереса к пению.
2.Обучение выразительному пению.
3.Обучение певческим навыкам.
4.Развитие слуха и голоса детей.
5.Формирование голосового аппарата.
6.Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма.
7.Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
8.Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества).
9.Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Данная программа позволяет:
- в условиях детского дошкольного учреждения через дополнительное образование
расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей
воспитанников разных возрастных групп;
- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.
Стрельниковой;
3

- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу
педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование
дикции, артикуляции, введение в мир динамических оттенков, знакомство с
музыкальными формами);
- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их
познавательную активность;
- для воспитанников с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная
работа;
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Методические принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера
отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в
ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях, оценка
зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях,
конкурсах.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-дидактические игры и упражнения.

4

1.4. Планируемые результаты освоения ДООП МАДОУ
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 3 до 5 лет.
- используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное);
- мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;
- певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;
- отсутствие отдельных звуков в речи;
- не могут следить за чистотой певческой интонации;
- поют мелодию не всегда верно;
- отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.
Задачи.
1. Развивать музыкальные способности ребенка.
2. Развивать певческие навыки.
3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость.
Предполагаемый результат.
Ребенок умеет:
-проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
-петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
-самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
-исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
-достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
-импровизировать голосом короткую фразу.
-достаточно эмоционально передать содержание песни.
-достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 5 до 7 лет.
- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;
- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;
- голос становится более звонким;
- отсутствие отдельных звуков в речи;

5

- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности
своего пения;
- ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
- певческая дикция у большинства детей правильная;
- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

Предполагаемый результат.
Ребенок умеет:
-проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
-петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.
-самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
-исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.
-уверенно прохлопать ритм простейших песен.
-импровизировать голосом короткую фразу.
-достаточно эмоционально передать содержание песни.
-выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).
-достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.
-выступать на сцене с другими участника коллектива.

6

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОП
2. Описание образовательной деятельности
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно
транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут.
Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных
упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного
результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2
минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и
делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением

Занятие включает подразделы:
 восприятие музыки;
 развитие музыкального слуха и голоса;
 песенное творчество;
 певческая установка;
 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников
огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой
работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при
пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением
полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в
разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
7

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного
резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме
того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых
связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое
содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки,
песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в
целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и
мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения
артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь
жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую
сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь
как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить
щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь
на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой
звука.

8

2.1. Календарно-тематический план
Дата Содержание работы

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Цель,
задачи

Организация
образовательной
деятельности (этапы)
Технологии

Материалы,
оборудование,
литература

Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка на
2.Артикуляционная работу.
гимнастика по
Развивать певческий
системе В.
голос,
Емельянова.
способствовать
правильному
звукообразованию,
3.Интонационноохране и
фонетические
укреплению
упражнения.
здоровья детей.

«Приветствие»,

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

«Ёжик»
«Черепаха»
Ехал Грека»

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

5.Упражнения для
распевания.

6. Песни.

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
используются для
зрительного
восприятия муз.
материала.
Метод сценического
движения- развивает
умение держаться и
двигаться на публике.
Метод мысленного
Упражнять в точном пения (на основе
внутрислухового
интонировании
представления)
трезвучий,
Технология
удерживать
индивидуального
интонации на
обучения- учитываю
повторяющихся
особенности каждого
звуках.
старшего дошкольник.
Выравнивание
Здоровьесберегающие
гласных и
технологии –
согласных звуков.
укрепление певческого
Следить за
аппарата, зажатость,
правильной
эмоциональное
певческой
напряжение.
артикуляцией.
Гимнастика А.Н.
Учить детей четко
Стрельникова
проговаривать
Карла Орфа.
текст, включая в
Игровые технологии:
работу
музыкальноартикуляционный
дидактические игры,
аппарат;
упражнения в игровой
Проговаривать с
форме
разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом (с
9

Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»,
Картушина.
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация
губ
Сказка
«Маленькая лошадка»
«Жучки»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).

«Лё-ли-лё»

Т.В.Бокач
«Осень- проказница»
Г.Гриневич
«Кто проснулся рано?»
Е. Обухова

ускорением и
замедлением, не
повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и
показывать
действия). Петь на
одном звуке. (Далее
задачи те же).

«Осень золотом одета»
Л.Абелян
«Я умею рисовать»
Е. Обухова
«Осень чудная»

Упражнять детей в
чистом
интонировании
поступенного и
скачкообразного
движения мелодии
вверх и вниз.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1.Учить детей петь
естественным
голосом, без
напряжения,
правильно брать
дыхание между
музыкальными
фразами и перед
началом
пения;2.Учить детей
исполнять песни
легким звуком в
подвижном темпе и
напевно в
умеренном;3.Петь
естественным
звуком,
выразительно,
выполнять
логические
ударения в муз.
фразах.
1.
Освоение
Коммуникативная пространства,
игра-приветствие.
установление
контактов,
2.Артикуляционная психологическая
гимнастика по
настройка на
системе В.
работу.
Емельянова.
Развивать певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
3.Интонационно-

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
используются для
зрительного
восприятия муз.
материала.
Метод сценического
движения- развивает
10

«Приветствие»,
Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»,
Картушина.
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация
губ
«Самолет» - на звук

фонетические
упражнения.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

5.Упражнения для
распевания.

6. Песни.

охране и
укреплению
здоровья детей.

умение держаться и
двигаться на публике.
Метод мысленного
пения (на основе
Упражнять в точном
внутрислухового
интонировании
представления)
трезвучий,
Технология
удерживать
индивидуального
интонации на
обучения- учитываю
повторяющихся
особенности каждого
звуках.
старшего дошкольник.
Выравнивание
Здоровьесберегающие
гласных и
технологии –
согласных звуков.
укрепление певческого
Следить за
аппарата, зажатость,
правильной
эмоциональное
певческой
напряжение.
артикуляцией.
Гимнастика А.Н.
Стрельникова
Учить детей четко
Карла Орфа.
проговаривать
Игровые технологии:
текст, включая в
музыкальноработу
дидактические игры,
артикуляционный
упражнения в игровой
аппарат;
форме
Проговаривать с
разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом (с
ускорением и
замедлением, не
повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и
показывать
действия). Петь на
одном звуке. (Далее
задачи те же).
Упражнять детей в
чистом
интонировании
поступенного и
скачкообразного
движения мелодии
вверх и вниз.

«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос).

«Ужа ужалила ужица»
«Бык- белый бок»
«Шёл Егорка»
«На пороге вытри
ноги»
«Белый слон»
«Вот иголки и булавки»

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.

Т.Ломовой«Лошадка
Зорька»
«Гуси» русская
народная песня(с
использование
деревянных ложек)
Л.Абелян«Я умею
рисовать»
Е. Обухова
«Счастливая семья»
Г.Струве
«Песня о гамме»
К. Сурикова
«Тонкая рябина»

1.Учить детей петь
естественным
голосом, без
напряжения,
11

правильно брать
дыхание между
музыкальными
фразами и перед
началом
пения;2.Учить детей
исполнять песни
легким звуком в
подвижном темпе и
напевно в
умеренном;3.Петь
естественным
звуком,
выразительно,
выполнять
логические
ударения в
музыкальных
фразах, отчётливо
пропевать гласные и
согласные в словах.
Н
О
Я
Б
Р
Ь

1. Играприветствие.

Психологическая
настройка на
занятие.

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Подготовка
2.Артикуляционная
Метод наглядностиголосового аппарата
гимнастика по
аудио и
к дыхательным,
системе В.
видеоматериалы
звуковым играм,
Емельянова.
используются для
пению.
зрительного
Способствовать
восприятия муз.
правильному
материала.
звукообразованию,
Метод сценического
охране и
3.Интонационнодвижения- развивает
укреплению
фонетические
умение держаться и
здоровья детей.
упражнения.
двигаться на публике.
Упражнять в точном Метод мысленного
пения (на основе
интонировании
внутрислухового
трезвучий,
представления)
удерживать
Технология
интонации на
индивидуального
повторяющихся
обучения- учитываю
звуках.
особенности каждого
Выравнивание
4.Скороговорки.
старшего дошкольник.
гласных и
Чистоговорки.
Здоровьесберегающие
согласных звуков.
технологии –
Формировать
укрепление певческого
звучание голоса
аппарата, зажатость,
ближе к
эмоциональное
фальцетному.
напряжение.
Следить за
12

Упражнения:
«В гости»,
«Здравствуйте»,
М. Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Сказка «Лиса»

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
«мИ-мЭ-мА-мО-мУ»

Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Карл у Клары»
«Иголка»

правильной
певческой
артикуляцией.
5.Упражнения для
распевания.

6. Пение.

Учить детей чётко
проговаривать
текст, включая в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с
разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом (с
ускорением и
замедлением, не
повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и
показывать
действия). Петь на
одном звуке. (Далее
задачи те
же).Расширять
диапазон детского
голоса. Учить точно
попадать на первый
звук.

Гимнастика А.Н.
Стрельникова
Карла Орфа.
Игровые технологии:
музыкальнодидактические игры,
упражнения в игровой
форме

Знакомый материал.
«Рельсы-рельсы»
М.Лазарев
«Чудо-лесенка»,

Е. Еремеева
«Спасибо дорогие»
«Мама», слова и
музыка А. Петрящевой.

А. Петряшев
«Шарики воздушные»
К. Костин «Гномики»
Е. Шаламонова«Мы
гномы»
Дина Мигдал
«Я узнала маленький
секрет»

1. Продолжать
учить детей петь
естественным
голосом, без
напряжения,
правильно брать
дыхание между
музыкальными
фразами и перед
началом пения;2.
Петь выразительно,
передавая динамику
не только куплета к
куплету, но и по
музыкальным
фразам;3.
Выполнять паузы,
точно передавать
ритмический
рисунок, делать
логические
13

(смысловые)
ударения в
соответствии с
текстом песен;4.
Петь лёгким,
подвижным звуком,
напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и
без него.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка на
работу.

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
2.Артикуляционная
используются для
Развивать певческий
гимнастика по
зрительного
голос,
системе В.
восприятия муз.
способствовать
Емельянова.
материала.
правильному
Метод сценического
звукообразованию,
движения- развивает
охране и
умение держаться и
укреплению
двигаться на публике.
здоровья детей.
Метод мысленного
Подготовить
3.Интонационнопения (на основе
речевой аппарат к
фонетические
внутрислухового
работе над
упражнения.
представления)
развитием голоса.
Технология
индивидуального
Учить детей
обучения- учитываю
соотносить своё
особенности каждого
пение с показом
старшего дошкольник.
рук, добиваясь при
этом осмысленного, Здоровьесберегающие
технологии –
эстетичного,
укрепление певческого
выразительного и
аппарата, зажатость,
4.Скороговорки
разнообразного
эмоциональное
музыкального
напряжение.
действия.
Гимнастика А.Н.
Использовать
Стрельникова
карточки для
Карла Орфа.
работы руками по
Игровые технологии:
извлечению звука.
музыкальноУчить детей чётко
дидактические игры,
проговаривать
упражнения в игровой
текст, включая в
форме
работу
артикуляционный
аппарат; Развивать
образное мышление,
14

«Приветствие», модель
И. Евдокимовой.
«Здравствуйте»,
Картушина.

«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - Короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация
губ.
«Самолёт» - на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос).
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности«По
волнам», «Качели»,
«По кочкам».
«Жил был слон»
«На дворе трава!
«Белые бараны»
«Кот Шалун»

Проговаривание текста
песен, попевок.

5. Упражнения для
распевания.

6. Пение.

мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Учить детей
использовать
различные
эмоциональные
выражения: грустно,
радостно, ласково,
удивлённо и т.д.

«Уточка»,
«На дворе трава».

Ми-мэ-ма-мо-му
Мы поднялись вверх,
опустились вниз

Закреплять у детей
умение чисто
интонировать при
поступенном
движении мелодии,
удерживать
интонацию на
одном
повторяющемся
звуке; точно
интонировать
интервалы.
Упражнять в точной
передаче
ритмического
рисунка мелодии
хлопками во время
пения.

О. Воеводина
«Чаёк для дедушки»
«Новогодняя»
А.Филиппенко
«Белый снег»

«Ёлка-ёлочка»
Т.Попатенко

1.Побуждать детей к
активной вокальной
деятельности.
2.Учить детей петь в
унисон, а капелла.
3.Отрабатывать
перенос согласных,
тянуть звук как
ниточку.
4.Способствовать
развитию у детей
выразительного
пения, без
напряжения, плавно,
напевно.
5.Развивать у детей
умение петь под
фонограмму.
6.Формировать
сценическую
культуру (культуру
речи и движения).
15

Я
Н
В
А
Р
Ь

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка на
работу.

2.Артикуляционная
Подготовить
гимнастика по
речевой аппарат к
системе В.
дыхательным и
Емельянова.
звуковым играм.
3.ИнтонационноРазвивать дикцию и
фонопедические
артикуляцию.
упражнения.
Учить детей
ощущать и
передавать
интонацию в пении
упражнений. Учить
детей «рисовать»
голосом, пропевать
ультразвук. Учить
детей соотносить
своё пение с
показом рук,
добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного и
4. Скороговорки.
разнообразного
музыкального
действия.
Использовать
карточки для
работы руками по
извлечению звука.

5.Упражнения для
распевания.

6. Пение

Учить детей чётко
проговаривать
текст, включая в
работу
артикуляционный
аппарат.
Формировать
слуховое
восприятие. Учить
детей использовать
различные
эмоциональные
выражения: грустно,
радостно, ласково,
удивлённо.

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
используются для
зрительного
восприятия муз.
материала.
Метод сценического
движения- развивает
умение держаться и
двигаться на публике.
Метод мысленного
пения (на основе
внутрислухового
представления)
Технология
индивидуального
обучения- учитываю
особенности каждого
старшего дошкольник.
Здоровьесберегающие
технологии –
укрепление певческого
аппарата, зажатость,
эмоциональное
напряжение.
Гимнастика А.Н.
Стрельникова
Карла Орфа.
Игровые технологии:
музыкальнодидактические игры,
упражнения в игровой
форме

«Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Работа с губами:
(покусать зубами
верхнюю и нижнюю
губу). Упражнение «Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и)
«Пищит больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.
«Мыла Мила»
«Ужа ужалила ужица»
«Иголка»
«У Тамары».

«Волк и красная
шапочка»,
«По щучьему
веленью», А.
Евтодьевой.

Л. Абелян
«Песенка про хомячка»
А. Есин
«Гимн пожарных»
16

Продолжать работу
над развитием
голоса детей.

А. Пряжникова
«Кошка беспородная»
Н. Свистунова
«Улыбки- ключики»

Петь плавно,
добиваясь чистоты
звучания каждого
интервала

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

1. Продолжать
учить детей петь
естественным
голосом, без
напряжения,
правильно брать
дыхание между
музыкальными
фразами и перед
началом пения;2.
Совершенствовать
умение вовремя
начинать пение
после музыкального
вступления, точно
попадая на первый
звук; 3. Чисто
интонировать в
заданном диапазоне;
4. Закреплять
навыки хорового и
индивидуального
пения с
музыкальным
сопровождением и
без него.
5.
Совершенствовать
исполнительское
мастерство.
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка на
работу.

Е. Еремеева
«Военные профессии»
Знакомый репертуар

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.

Метод наглядностиаудио и
2.Артикуляционная
видеоматериалы
Развивать певческий
гимнастика по
используются для
голос,
системе В.
зрительного
способствовать
Емельянова.
восприятия муз.
правильному
материала.
звукообразованию,
охране и
3.ИнтонационноМетод сценического
17

«Приветствие»Модель
И. Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Паровоз» - Короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация
губ. «Самолёт» - на
звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании,

фонопедические
упражнения.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

5. Упражнения для
распевания.

6. Песни.

укреплению
здоровья детей.
Учить детей
выполнять голосом
глиссандо снизу
вверх и сверху вниз
с показом движения
рукой. Исполнять в
среднем и низком
регистрах.

движения- развивает
умение держаться и
двигаться на публике.

повышая и понижая
голос) «Самолёты»,
«Самолёт летит» М.
Картушиной.

Метод мысленного
пения (на основе
внутрислухового
представления)

Технология
индивидуального
обучения- учитываю
Учить детей долго
особенности каждого
тянуть звук –У меняя при этом силу старшего дошкольник.
звучания. Развивать
Здоровьесберегающие
ритмический слух.
технологии –
Учить детей чётко
укрепление певческого
проговаривать
аппарата, зажатость,
текст, включая в
эмоциональное
работу
напряжение.
артикуляционный
Гимнастика А.Н.
аппарат;
Стрельникова
Проговаривать с
Карла Орфа.
разной интонацией
(удивление,
Игровые технологии:
повествование,
музыкальновопрос,
дидактические игры,
восклицание),
упражнения в игровой
темпом (с
форме
ускорением и
замедлением, не
повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и
показывать
действия).
Упражнять детей во
взятии глубокого
дыхания. Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.

«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Щёткой чищу я
щенка»
«Думал – думал»

Знакомый репертуар
«Три медведя» А.
Евтодьевой,
Знакомые распевки.

К. Костин
«Па-па-па- папа»
И. Бодраченко
«Дорогие бабушки и
мамы»
И. Русских
«Команда детского
сада»
«Ты да я, да мы с
тобой» В.Иванова

1. Уточнить умение
детей вовремя
вступать после
музыкального
вступления, точно
попадая на первый
звук;

Р. Гуцалюк
«Я люблю тебя Россия»

2.Чисто
интонировать в

О. Воеводина

Е.Туманян
«Варись кашка»

18

заданном диапазоне.

«Для бабулечки моей»

3.Совершенствовать
умение детей петь с
динамическими
оттенками, не
форсируя звук при
усилении звучания.

Г. Ларионова
«Раз- два!»

4. Развивать
вокальный слух,
исполнительское
мастерство, навыки
эмоциональной
выразительности.

М
А
Р
Т

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

5.Учить детей
работать с
микрофоном.
Психологическая
настройка на
занятие.

2.Артикуляционная
гимнастика по
Подготовка
системе В.
голосового аппарата
Емельянова
к дыхательным,
звуковым играм,
пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
3.Интонационноохране и
фонопедические
укреплению
упражнения.
здоровья детей.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Формировать
звучание голоса в
разных регистрах,
показывая высоту
звука рукой.
Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко
проговаривать
текст, включая в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с
разной интонацией

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
используются для
зрительного
восприятия муз.
материала.
Метод сценического
движения- развивает
умение держаться и
двигаться на публике.
Метод мысленного
пения (на основе
внутрислухового
представления)
Технология
индивидуального
обучения- учитываю
особенности каждого
старшего дошкольник.
Здоровьесберегающие
технологии –
укрепление певческого
аппарата, зажатость,
эмоциональное
напряжение.
Гимнастика А.Н.
Стрельникова
Карла Орфа.
Игровые технологии:
19

Упражнение:
«В
гости».«Здравствуйте»,
Картушина.

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»

«Наши руки были в
мыле» «Няня мылом
мыла Милу…»
«Молоко пролил
Антошка»
«Шла Саша…»
«Белый слон»

5. Упражнения для
распевания.

6. Песни.

(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом (с
ускорением и
замедлением, не
повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать образ и
показывать
действия).

музыкальнодидактические игры,
упражнения в игровой
форме

1.
Коммуникативная

Петь на одном
звуке.Расширять
диапазон детского
голоса. Учить детей
точно попадать на
первый звук.
Самостоятельно
попадать в тонику.
Развивать «цепное»
дыхание, уметь
интонировать на
одном звуке.

Освоение
пространства,

«Теремок», Л.
Олифировой,
«Вот такая чепуха», И.
Рыбкиной.

Е. Цыганкова «Весёлые
нотки»
А. Филиппенко
«Песенка о маме»
И. Русских
«Детская дорога»
И. Русских
«Безопасная дорога»
М. Фёдорова
«Торт для мамы» с
игрой на
нетрадиционных
шумовых инструментах

Учить связывать
звуки в «легато».
1.Побуждать детей к
активной вокальной
деятельности.
2.Закреплять умение
петь в унисон, а
капелла, пропевать
звуки, используя
движения рук.
3.Отрабатывать
перенос согласных,
тянуть звук как
ниточку.
4.Способствовать
развитию у детей
выразительного
пения, без
напряжения, плавно,
напевно.
5.Продолжать
развивать умение у
детей петь под
фонограмму.
А
П

Знакомый материал.

Фонетический методработа с вялостью
20

«Приветствие», модель
И. Евдокимовой.

Р
Е
Л
Ь

артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностипсихологическая
аудио и
настройка на
видеоматериалы
работу.
используются для
2.Артикуляционная Развивать певческий зрительного
восприятия муз.
голос,
гимнастика по
материала.
способствовать
системе В.
Метод сценического
правильному
Емельянова.
движения- развивает
звукообразованию,
умение держаться и
охране и
двигаться на публике.
укреплению
Метод мысленного
здоровья детей.
Подготовитьречевой пения (на основе
внутрислухового
аппарат к работе
3.Интонационнопредставления)
над развитием
фонетические
Технология
голоса.
упражнения.
индивидуального
Формировать более обучения- учитываю
прочный навык
особенности каждого
дыхания, укреплять старшего дошкольник.
дыхательные
Здоровьесберегающие
мышцы,
технологии –
способствовать
укрепление певческого
появлению
аппарата, зажатость,
ощущения опоры на эмоциональное
4.Скороговорки,
дыхании,
напряжение.
стихи.
тренировать
Гимнастика А.Н.
артикуляционный
Стрельникова
аппарат.
Карла Орфа.
Игровые технологии:
Учить детей чётко
музыкальнопроговаривать
дидактические игры,
текст, включая в
упражнения в игровой
работу
форме
артикуляционный
аппарат; Развивать
образное мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Формировать
слуховое
5. Упражнения для восприятие. Учить
распевания.
детей использовать
различные
эмоциональные
выражения: грустно,
радостно, ласково,
удивлённо и т.д.
игра-приветствие.

установление
контактов,

Добиваться более
21

«Здравствуйте»
Картушина.

«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация
губ.
«Самолёт» - на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос).
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,

«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

«Я хороший»,
«Да и нет»
В.Н. Петрушина.

«Стрекоза и рыбка»,
«Кот и петух»,
А. Евтодьевой

лёгкого звучания;
развивать
подвижность
голоса.

6. Пение.

Удерживать
интонацию на
одном
повторяющемся
звуке; точно
интонировать
интервалы.
Упражнять в точной
передаче
ритмического
рисунка мелодии
хлопками во время
пения.

«3 танкиста»
Д.Покрасова, Б.Ласкина
Д. Тухманов
«День Победы

Повысить
жизненный тонус,
настроение детей,
уметь
раскрепощаться.

Л. Олифирова
«Весенняя полечка»
В. Герчик
«Воробей»

1.Продолжать учить
детей петь
естественным
голосом, без
напряжения,
правильно брать
дыхание между
музыкальными
фразами, и перед
началом пения.

А. Новиков
«Смуглянка»
Василий Беккер
Марш «Радость
Победы»
Шумовой оркестр

2.Чисто
интонировать в
заданном диапазоне.
Закреплять навыки
хорового и
индивидуального
выразительного
пения.
3.Формировать
сценическую
культуру.
Продолжать обучать
детей работать с
микрофоном.

22

М
А
Й

Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
2.Артикуляционная настройка на
работу.
гимнастика по
системе В.
Подготовить
Емельянова.
речевой аппарат к
работе над
развитием голоса.
3.ИнтонационноТочное
фонетические
интонтрование
упражнения.
трезвучий.
4.Скороговорки,
Развивать образное
стихи.
мышление, мимику,
5. Упражнения для эмоциональную
распевания.
отзывчивость
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

6. Пение.

Упражнять детей в
чистом
интонировании
поступенного и
скачкообразного
движения мелодии
вверх и вниз.
Учить детей петь
естественным
голосом, без
напряжения, брать
дыхание между
музыкальными
фразами

Фонетический методработа с вялостью
артикуляционного
аппарата.
Метод наглядностиаудио и
видеоматериалы
используются для
зрительного
восприятия муз.
материала.
Метод сценического
движения- развивает
умение держаться и
двигаться на публике.
Метод мысленного
пения (на основе
внутрислухового
представления)
Технология
индивидуального
обучения- учитываю
особенности каждого
старшего дошкольник.
Здоровьесберегающие
технологии –
укрепление певческого
аппарата, зажатость,
эмоциональное
напряжение.
Гимнастика А.Н.
Стрельникова
Карла Орфа.
Игровые технологии:
музыкальнодидактические игры,
упражнения в игровой
форме

«Приветствие»
Е.Кошкаровой

«Забор», «Машина»,
«Лошадка»

Пропевание гласных
«А,Э,О, У,И) в разной
последовательности.

«От топота копыт»
«Шла Саша»
«У маленького Сани»
«Кот и петух»
«Собака»
«Мячик»

Весь знакомый
репертуар
Е. Еремеева
«Моя страна»
К. Ситник
«Вместе мы большая
сила»
В. Шаинский «Песенка
крокодила Гены»
«Чунга- чанга»
Провести отчётный
концерт для родителей

Исполнительская
деятельность

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
23

11

Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

3.2 Календарный учебный график
Приложение к образовательной программе МАДОУ № 42 «Огонек»
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)
24

Время работы возрастных групп

10 часов в день (с 7.30 до 17.30 часов)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни
2.Продолжительность учебного года

Учебный год

с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г.

37 недели

I полугодие

с 01.09.2025 г. по 30.12.2025 г.

17 недель

II полугодие

с 12.01.2026 г. по 29.05.2026 г.

20 недель

3.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Ннаименование
Сроки
Количество дней
Первичный мониторинг
с 01.09.2025 г. по 15.09.2025 г.
2 недели
Итоговый мониторинг

с 13.04.2026 г. по 27.04.2026 г.

2 недели

4. Оздоровительный период, праздничные (нерабочие) дни
4.1. Оздоровительный период
Сроки/даты
Зимний

с 31.12.2025 г. по 11.01.2026 г.

Летний

с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
4.2.Праздничные дни

Количество недель/
праздничных дней
12 дней
13 недель

День народного единства

с 03.11.2025 по 04.11.2025 г.

2 дня

Новогодние праздники

с 31.12.2025 г. по 11.01.2026 г.

12 дней

День Защитника Отечества

23.02.2026 г.

1 день

Международный женский день

1 день

Праздник весны и труда

09.03.2026 г.
с 01.05.2026 г. по 03.05.2026
с 09.05.2025 г. по 11.05.2026

День Победы

11.05.2026 г.

1 день

День России

12.06.2026 г.

1 день

6 дней

3.3. Расписание занятий «Хоровое пение»

День недели

Время

Группа

Ф.И. педагога

понедельник

11.30 - 12.10

старшая

Иванова Н.А.

25

вторник

____________

_____________

_____________

среда

____________

________________

______________

четверг

9.40 - 10.40

подготовительная№2

Барихина Ю.А.

10.45 – 11.45

подготовительная №1

Бутакова Т.А.

09.40 - 10.45

средняя

Летунова Л.С.

пятница

3.4. Описание материально-технического обеспечения
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Медиатехника.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового
материала).
9. Нотный и дидактический материал.
10. Картотека скороговорок, потешек.
11. Картотека сказок- разминок
12. Сборник музыкальных дидактически игр
13. Музыкальные инструменты (ложки, треугольник, бубен, бубенцы, металлофон,
ксилофон, барабан, погремушка, клавесы, маракас, дудочка, свистулька, тарелочки)
14. мольберт, магниты

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».