Серовский муниципальный округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42 «Огонек»
Рассмотрено
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От 22.08.2025 г.
Утверждаю
заведующий МАДОУ № 42 «Огонек»
Л.А Гальчич
Приказ № 110-О
от 25 августа 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
педагога дополнительного образования
по лего-конструированию
лего конструированию и робототехнике
для детей старшего дошкольного возраста
«Умные детальки»
Составитель: Бронникова О. Б.
педагог дополнительного образования
г. Серов 2025 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1..Пояснительная записка
1.1.Направленность………………………………………………………………………
1.2. Актуальность…………………………………………………………………………
1.3 Отличительные особенности…………………………………………………………
1.4 Адресат……………………………………………………………………………..
1.5 Объём и срок освоения программы………………………………………………….
1.6 Особенности организации образовательного процесса……………………………
2..Цели и задачи общеразвивающей программы………………………………………...
2.1 Планируемые результаты……………………………………………….………….
2.2 Содержание общеразвивающей программы……………………………………..
2.3.1Перспективное тематическое планирование занятий для детей 5-6 лет…………
2.3.2 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет………
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график……………………………………………………….
3.2 Расписание занятий «Умные детальки»…………………………………………...
3.3 Условия реализации программы…………………………………………………..
3.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………………
4. Список литературы……………………………………………………………………
3
3
4
4
4
4
5
5
6
7
10
12
14
15
16
17
2
1. Пояснительная записка
1.1.Направленность общеразвивающей программы – техническая.
Лего-конструирование помогает развивать инженерное мышление,
творческие способности, мелкую моторику и пространственное воображение.
1.2 Актуальность. В современном дошкольном образовании особое
внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности
способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать,
анализировать
предметы
окружающего
мира.
Формируется
самостоятельность
мышления,
творчество,
художественный
вкус.
Вырабатываются такие качества личности как целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, которые
важны для дальнейшего обучения в школе и успешной социализации.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками
пользуется такой вид деятельности как лего-конструирование и
образовательная робототехника. Это технология представляет передовые
направления науки и техники и является популярным направлением
обучения, воспитания и развития детей.
Кроме того, актуальность лего-технологии и робототехники значима в свете
внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет
границ.
Программа «Умные детальки» определяет содержание и организацию
образовательного процесса по лего-конструированию и робототехнике с
детьми 5-7 лет в условиях лего-группы.
1.3 Отличительные особенности. Данная программа разрабатывалась
на основе пособий Литвиновой О. Э. «Конструирование с детьми старшего
дошкольного возраста; конспектов совместной деятельности с детьми 5-6
лет; 6-7 лет», Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» с
применением заданий других методических разработок, применяемых к
определённым конструкторам. В процессе реализации данной программы,
дети знакомятся с разные видами конструкторов, деталей и осваивают
способы их крепления. Важно познакомить обучающихся с возможностями
каждого конструктора, чтобы продемонстрировать богатство игровых
ситуаций и вариантов сборки. Это позволит ребёнку моделировать один и тот
же
сюжет,
используя
разные
виды
конструктора.Так
же
программаподразумевает дифференцированный подход, который определяет
3
содержание обучения «шаг за шагом», где каждый ребёнок может и должен
работать в своём темпе, переходя от простых задач к более сложным, с
учетом усвоения материала. Данная программа позволяет, в форме игры,
познакомить учащихся с азами робототехники, электроники, механики,
программирования и с азами рисования 3D ручкой.
При реализации программы у детей осуществляется развитие сенсорных
и мыслительных способностей, способности к решению проблемных
ситуаций, формируется креативное мышление и умение работать с разным
конструктором, сочетать и заменять детали при постройках; развивается
умение работать в коллективе и развивать коммуникативные навыки со
сверстниками и взрослыми, что дает возможность для успешной
самореализации и самовыражения ребенка.
1.4 Адресат:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Основная
форма организация работы по программе – групповые занятия.
Максимальное число обучающихся в группе – до 10 человек. Группы
комплектуются из обучающихся одного возраста, что позволяет строить
занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и определять
эффективную методику проведения занятий. Набор детей для обучения по
программе осуществляется в начале учебного года. Набор учащихся
производится по желанию родителей.
1.5 Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения - 36 занятий.
1.6 Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю.
Продолжительность занятия – 30-35 мин.
Форма обучения – очная.
Реализация программы происходит в традиционной модели.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие формы и методы:
- формирование и совершенствование умений и навыков (изучение
нового материала и практика)
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, демонстрация отдельных частей и
всей постройки, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей, составление программ);
- репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение);
-индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Промежуточный контроль в освоении определённого модуля программы
4
происходит в виде выставок работ и соревнований.
2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Целью данной программы является создание благоприятных условий
для развитияу детей дошкольного возраста первоначальных навыков
технического конструированияи развитие конструктивного мышления.
Задачи:
Обучающие:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в
жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством
технических средств; приобщать к научно – техническому творчеству.
Развивающие:
развивать умение ставить технические задачи, собирать и изучать нужную
информацию, находить конкретное решение задачи и материально
осуществлять свой творческий замысел; развивать продуктивную
(конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных
приёмов сборки и программирования робототехнических средств, развить
умений составлять просты программы.
Воспитательные:
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного
поведения при работе с электротехникой, 3D-ручкой, инструментами,
необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей и его результатам; формировать навыки сотрудничества: работа в
коллективе, в команде, малой группе (в паре).
2.1Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Коммуникация: сформировано умение излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;сформировано умение работать в команде.
- Проблемное обучение: сформировано умение выявлять проблемы, ставить
перед собой цели и искать способы их решения через конструирование,
сформировано умение работать по предложенным инструкциям.
- Критическое мышление: сформировано умение анализировать и оценивать
собственные и чужие конструкции, а так же вносить улучшения.
Личностные результаты:
- Самостоятельность: сформировано умение планировать свои задачи и
принимать решения при выборе материалов и этапов работы, сформировано
умение довести решение задачи до готовности модели.
5
- Творческое мышление: сформировано умение творчески подходить к
решению задачи и конструировать по замыслу.
- Уверенность в себе: получен положительный опыт от успешного
завершения проектов, что способствует повышению самооценки и
уверенности в собственных силах.
Предметные результаты:
- сформирован устойчивый интерес к робототехнике и умение
конструировать по условиям, освоены основные приёмы сборки
конструктора, сформировано умение программировать робототехнические
модели и составлятьпростые программы, сформулировано умение рисовать
3D-ручкой иосвоена работа на интерактивном столе в рамках программы.
2. 2 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п
Название раздела (модуля)
1
КонструкторыLEGO
и
другие
блочные
конструкторы
Конструктор
«Первые
механизмы»
Программируемый
конструктор
Электронный конструктор
Интерактивный стол
10
0,5/9,5
Выставка работ
4
0,5/3,5
Выставка работ
4
1/3
Выставка работ
4
2
0,5/3,5
0,5/1,5
3D-ручка
Мини-роботBee-Bot
пчела», робомышь
«Умная
6
6
1/5
1/5
Итого:
36
5/31
2
3
4
5
6
7
Кол-во часов
общее
теория/практика
Формы аттестации
(контроля)
Выставка работ
Знакомство
и
дополнение
Выставка работ
Самостоятельное
программирование и
составление
маршрута движения
2.3.1 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 5-6
6
лет
№
темы.зан
ятия.об
щ
1
1.1.1
1.2.2
Тема
Теория
Практика
Блочный конструктор
Дома.
Деревья
1.3.3
Горки
1.4.4
Животные
1.5.5
Ферма
1.6.6
Городской
транспорт
1.7.7
Городской
транспорт
1.8.8
Детский сад.
2.
Организация рабочего места и
техника безопасности.
Конструкторы «Строитель», «Лёва».
Метод наложения.Разновидности
домов.Схемы.
Фруктовые деревья. Конструкторы
«Строитель», «Лёва». Образцы
моделей деревьев. Метод
«лесенка».Схемы.
Набором «Трубы», способы
соединения деталей.
Сборка
модели дома
образцу и по схеме.
по
Сборкамодели фруктового
дерева и ёлки по образцу и
схеме
Изучение понятий спуски
подъём на примере трубы.
Сборкатрубы из деталей.
Животные
Африки.
Набор Сборка модели животного
«Трубы»,
способы соединения по схеме.
деталей. Схемы.
Домашние
животные.+
набор Сборка
животных
по
«Ферма».
схеме.
Легковой
транспорт,
просмотр Сборка моделей легковых
мультфильма. Набор «Лева». Схемы машин по схеме.
Грузовой
транспорт,
просмотр Сборка моделей грузовых
мультфильма. Набор «Лёва». Схемы машин по схеме.
Устройство детских площадок в Групповая работа. Сборка
саду. Большой набор «Лёва».
моделей по замыслу.
Конструктор «Лёва – первые механизмы»
2.1.9
Вертушка.
2.2.10
Волчёк.
2.3.11
Перекидные
качели.
Рычаги, масса и равновесие.
2.4.12
Хоккеист.
Энергия, сила.
3
3.1.13
Дельфин.
3.2.14
Погрузчик.
Простые механизмы, свойства Сборка
вертушки
по
материалов
и
принцип схеме.
конструирования.
Зубчатая передача и вращение.
Сборка волчка по схеме
Сборка качели по схеме
Конструирование
хоккеиста по схеме.
Программируемый конструктор Wedo 2.0
Разбор деталей, тб, программа. Конструирование модели
Поворотные движения вправо- дельфина
по
схеме,
влево.Мотор, контроллёр, датчик программирование
на
наклона.
планшете.
Движения
верх-вниз.Датчик Конструирование модели
движения. Кнопки управления.
погрузчика
по
схеме,
программирование
на
планшете.
7
3.3.15
Гоночная
машина
3.4.16
Колесо
обозрения
1
Конструктор «Цветная мозаика», «Блоки», «Снежинки», «Умные палочки»
1.9.17
Украшение для
ёлки
1.10.18
Украшения для
друзей
Елочные
игрушки.
Новые
детали,
новые
способы
креплений
Подарки. Новые детали, новые
способы креплений
Сборка
замыслу.
гирлянд
по
Сборка
сердечек,
замыслу.
браслетов,
кулонов
по
Конструктор электронный
4
4.1.19
Экскаватор
4.2.20
Вертолёт.
4.3.21
Танк.
4.4.22
Ременная передача, движение Конструирование модели
вперёд. Резиновые кольца и гоночной машины по
приводы.
схеме, программирование
на планшете.
Зубчатая передача, круговое Конструирование модели
движение. Команды управления. гоночной машины по
схеме, программирование
на планшете.
Пушки.
Строительная
техника.
Строительный
инструмент
–
отвертка. Конструктор «Первый
робот»,
тб
при
работе
с
конструктором.
История
создания
вертолёта.
Конструктор «Первый робот»
Закручивание
шурупов
при соединении деталей,
включение блока питания.
Конструирование
вертолёта по схеме.
Роль танка в боевых действиях. Сборка модели танка по
Конструктор
«Эврики»,
пульт схеме
управления.
Техника
Победы.
Конструктор Сборка
пулемёта
«Эврики», пульт управления.
«Максим» и «Катюша» по
замыслу.
Bee-Bot «Умные пчёлы», робомышь.
5
5.1.23
Где моя мама.
5.2.24
Где мой дом.
5.3.25
Подарок для
мамы
5.4.26
Весна.
5.5.27
Охота на сыр
Детёныши животных. Мини-робот,
кнопки управления, поле. ТБ при
работе с роботами.
Кто где живёт. Мини-робот, кнопки
управления, поле. ТБ при работе
с роботами.
Программирование робота
на три шага вперёдназад,влево-вправо.
Программирование робота
на 5шагов с поворотами
влево – вправо под
диктовку.
Семья и её увлечения.
Составление
маршрута
для
робота
и
самостоятельное
прохождение по этому
маршруту.
Признаки весны.
Составление
маршрута
для
робота
и
самостоятельное
прохождение по этому
маршруту.
ТБ при работе с робомышью. Составление маршрута из
Правила игры. Схемы.
квадратов, чтение схем.
8
5.6.28
Мышиные
гонки
темы.зан
Тема
6
ятия.об
щ
6.1.29
Солнышко
6.2.30
Цветы.
6.3.31
Гусеница
6.4.32
Бабочка
6.5.33
Бабочка с
крыльями
6.6.34
Ветка дерева
с листьями
7
7.1.35
Школа.
7.2.36
Скоро лето.
Схемы, правила игры
Теория
3D ручка.
Составление маршрута из
квадратов, чтение схем
Практика
ТБ при пользовании 3D ручкой. Рисование простых линий
Видео о процессе рисования.
(прямых,
волнистых)
и
фигур на плоскости.
Рисование простых фигур
Первые цветы.
цветов
на
плоскости,
штриховка лепестков.
Насекомые.
Рисование
формы
гусеницы на плоскости,
штриховка тела.
Разные виды бабочек.
Рисование плоской формы
бабочки, замена пластика,
раскрашивание крыльев в
2 цвета
Видео крепления деталей. Объём.
Рисование тела бабочки,
крыльев, присоединение
крыльев под углом
Распускание почек у деревьев. Видео Рисование
ветки,
создание объёмных фигур.
листочков
и
их
соединение
Интерактивный стол
Что
мы
знаем
про
школу?
Интерактивный стол, тб при работе
на столе.
Летние развлечения.
Разбор игр на столе, игры
на воображение, память,
активность.
Игры на пространст-венное
восприятие, раскрашивание,
активность.
2.3. 2 Перспективное тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет
9
1
1.1.1
Дома.
1.2.2
Мосты.
Сборка моделей из блочного конструктора
Сборка модели дома по
Дополнительные элементы дома.
замыслу с балконом,
Организация рабочего места и
верандой, воротами и тд.
техника безопасности.
Конструкторы «Строитель», «Лёва».
Разновидности домов.
Разновидности мостов.Конструкторы
Сборка моделеймоста
«Строитель», «Лёва».
низкого и высокого по
1.3.3
Игровые
площадки
Просмотр иллюстраций и
обсуждение построек. Набор
«Трубы», схемы.
1.4.4
Городской
транспорт
Легковой
транспорт,
мультфильма.
Набор
транспорт». Схемы
1.5.5
Городской
транспорт
1.6.6
Город.
2.
2.1.7
2.2.8
2.3.9
2.4.10
Пусковая
установка для
машинок.
Измерительная
машина
Плот.
Новая собака
Димы.
3
3.1.11
Лягушка.
3.2.12
Крокодил
3.3.13
Грузовой
фургон
3.4.14
Машина для
сбора нефти
условиям.
Сборка по схеме.
просмотр Сборка
«Городской легковых
моделей
машин по
схеме.
Грузовой
транспорт,
просмотр Сборка
моделей
мультфильма.
Набор
«Городской грузовых машин по
транспорт». Схемы
схеме.
Инфраструктура
города.
Большой Групповая
работа.
набор «Лёва».
Сборка моделей по
замыслу.
Конструктор «Лёва – простые механизмы»
Колёса, оси. Понятие – соударение, Сборка
пусковой
сила трения, наклонная плоскость.
установки по схеме.
Червячный привод колес и осей. Сборка измерительной
Сила, шкала показаний
машины по схеме
Площадь и энергия ветра.
Конструирование плота
по схеме.
Зубчатая
передача,
ременная Конструирование
передача, трение.
модели собаки по схеме
Программируемый конструктор Wedo 2.0
Мотор, контролёр, датчик движения Конструирование
модели лягушки по
схеме,
программирование на
планшете.
Движения верх-вниз.
Датчик Конструирование
движения. Зубчатая и ременная модели крокодила по
передача.
схеме,
программирование на
планшете.
Ременная
передача,
движение Конструирование
вперёд - назад. Ременная передача. модели
фургона по
схеме,
программирование на
планшете.
Движения верх-вниз.
Датчик Конструирование
движения. Зубчатая и ременная модели
машины по
передача.
схеме,
программи10
рование на планшете.
Конструктор электронный
4.
4.1.15
Паук
Паукообразные.Шагающий механизм. Преобразование
Строительный инстру-мент – отвертка. плоской развертки в
Конструктор «Первый робот», ТБ
объёмную
модель
4.2.16
Машина для
уборки снега
4.3.17
Заяц
Уборочная техника.
Конструктор
«Первый
робот».
Вращающиеся
движения механизма
Лесные звери. Конструктор «Эврики»,
пульт управления.
4.4.18
Машина
1
коробки.
Конструирование
машины по схеме.
Сборка модели танка
по схеме
Простые модели и принцип соединения Самостоятельная
деталей.
Конструктор «Эврики», сборка
машины по
пульт управления.
замыслу.
Конструктор «Тико»
1.7.19
Самолет
История
создания
вертолёта. Конструирование
Конструктор «Первый робот»
самолёта по схеме.
1.8.20
Танк.
Роль танка в боевых действиях.
1.9.21
Пушки.
Техника Победы.
1.10.22
Грузовая
машина
Виды грузовых машин.
Сборка модели танка
по схеме
Сборка
пулемёта
«Максим» и «Катюша»
по схеме
Сборка машине по
схеме.
Bee-Bot «Умные пчёлы», робомышь.
5
5.1.23
Времена года
5.2.24
Птицы
прилетели
5.3.25
Чем погладить
брюки?
5.4.26
Охота на сыр
5.5.27
Мышиные
гонки
5.6.28
Найди путь
Признаки весны
Программирование
робота по заданному
пути.
Перелётные птицы
Самостоятельное
оставление маршрута
движения.
Бытовые электроприборы.
Самостоятельное
оставление маршрута
движения.
ТБ при работе с робомышью. Правила Составление маршрута
игры. Схемы.
из квадратов, чтение
сложных
схем,
программирование
робота.
Схемы, правила игры
Составление сложных
маршрутов по схеме,
программирование
робота.
Схемы, правила игры
Составление сложных
маршрутов по схеме,
программирование
робота.
11
3D ручка.
6
6.1.29
Посуда для
кукол
Цветы
Посуда. ТБ при пользовании 3D
ручкой. Видео о процессе рисования.
Заготовки-болванки.
Первые цветы.Объемные формы
Рисование на заготовкахдля
придания формы тарелки и
кружки.
Рисование колокольчика в
объёмена фольге
6.2.30
6.3.31
Пчела
Насекомые. Объемные формы
6.4.32
Стрекоза
Разные виды бабочек.
6.5.33
Дерево.
Весенние деревья. Объём.
6.6.34
Дерево
(продолжение
)
Видео создание объёмных фигур.
Рисование пчелы в объёме
на фольге, присоединение
крыльев.
Рисование тела.Рисование
крыльев сразу на теле
стрекозы.
Рисование
3-х
форм
ствола
дерева,
закрашивание (заготовки)
Соединение заготовок в
дерево, создание листиков.
Интерактивный стол
7
7.1.35
Школа.
7.2.36
Скоро лето.
Что
мы
знаем
про
школу?
Интерактивный стол, тб при работе
на столе.
Летние развлечения.
Разбор игр на столе, игры
на воображение, память,
активность (по возрасту).
Игры на пространст-венное
восприятие, раскрашивание,
активность (по возрасту).
3. Организационно-педагогическиеусловия
3.1 Календарный учебный график
12
1.Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
10 часов в день (с 7.30 до 17.30 часов)
Нерабочие дни
Суббота, воскресенье и праздничные дни
2.Продолжительность учебного года
Учебный год
с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г.
36 недели
I полугодие
с 01.09.2025 г. по 30.12.2025 г.
17 недель
II полугодие
с 09.01.2026 г. по 29.05.2026 г.
19 неделя
3.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Ннаименование
Сроки
Количество дней
Первичный мониторинг
с 01.09.2025 г. по 15.09.2025 г.
2 недели
Итоговый мониторинг
с 13.04.2026 г. по 27.04.2026 г.
2 недели
4. Оздоровительный период, праздничные (нерабочие) дни
4.1. Оздоровительный период
Количество недель/
праздничных дней
Сроки/даты
Зимний
с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.
9 дней
Летний
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
4.2.Праздничные дни
13 недель
День народного единства
с 03.11.2025 по 04.11.2025 г.
2 дня
Новогодние праздники
с 31.12.2025 г. по 08.01.2026 г.
9 дней
День Защитника Отечества
23.02.2026 г.
1 день
Международный женский день
09.03.2026 г.
1 день
Праздник весны и труда
с 01.05.2026 г. по 05.05.2026
5 дней
День Победы
11.05.2026 г.
1 день
День России
12.06.2026 г.
1 день
3.2 Расписание занятий «Умные детальки» на 2025-2026 учебный год
День недели
№ ДОУ
Понедельник
51
Время
Группа
«Умные детальки»
15:15 – 15:45
Подготовительная № 1 (1 подгруппа)
Подготовительная № 2 (2 подгруппа)
13
15:40 – 16:10
Вторник
51
«Умные детальки»
15:15 – 15:45
15:45 – 16:15
Подготовительная № 2 (1 подгруппа)
Подготовительная № 2 (2 подгруппа)
Среда
34
Старшая группа (1 подгруппа)
Старшая группа (2 подгруппа)
Пятница
51
«Умные детальки»
10:10 – 10:35
10:45 – 11:10
«Умные детальки»
10:15 – 10:40
10:40 – 11:05
«Умные детальки»
15:15 – 15:45
15:45 – 16:15
34
Старшая группа (1 подгруппа)
Старшая группа (2 подгруппа)
Подготовительная (1 подгруппа)
Подготовительная (2 подгруппа)
3.3 Условия реализациипрограммы.
материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, столы, стулья (по росту и количеству детей); шкафы для
конструктора и методической литературы; демонстрационный столик;
технические средства обучения (ТСО) – компьютер.
1. Набор Lego Education «Транспорт» - 1шт,
2. Набор Lego Education «Ферма» - 1 шт,
3. Набор LegoWedo 2.0 – 3 шт,
4. Набор большой «Лева» - 2 шт,
5. Конструктор «Лева, простые механизмы» - 3 шт,
6. Конструктор механический «Электронный робот» - 6 шт,
7. Конструктор трансформационный ТИКО «Школьник», «Малыш» - 4
шт,
8. Bee-Bot «Умные пчёлы» - 2 набора,
9. Электронный конструктор «Эврики» - 3 шт,
10.Конструктор «Кубики-животные» - 1 шт,
11.Конструктор «Космическая станция» - 2 шт,
12.Интерактивный стол;
13.3D ручки – 6 шт;
14.Игрушки для обыгрывания.
методические материалы
1. Презентации, учебные фильмы, мультфильмы (по темам занятий) для
развития насмотренности разных вариантов конструирования и
сочетания деталей.
2. Технологические карты и схемы для развития навыка собирания по
схеме.
14
3. Картотека игр для создания игровых ситуаций при выполнении
задания.
4. Рабочие тетради по моделированию и конструированию с темами,
схемами и алгоритмом проведения занятия.
5. Лэпбук «Дом».
6. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьеныша» для развития
логического мышления.
7. Логическая игра «Уникуб» методика Никитиных для развития
пространственного
воображения,
умения
анализировать
и
комбинировать.
8. Игры настольные для развития логики, внимания, мышления.
3.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Рисует 3D
ручкой
Пронраммирует
и составляет
программы
Работает над
проектами
Умеет
рассказать о
постройке
Использует
предметы
заместители
Работает в
команде
Собирает по
замыслу
Собирает по
условиям
Собирает по
образцу
ФИО ребёнка
Диагностика освоения программы по лего-конструированию проводится
2 раза в год – в начале (в сентябре) обучения и в конце (в мае).
Диагностика освоения рисования 3D ручкой и программирования
«Умной пчелы» проводится по мере прохождения модуля.
Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию и
робототехнике у детей 5 - 7 лет проводилась с опорой на методику Т.В.
Фёдоровой и диагностические карты Е.В. Фешиной. Способы определения
эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок
успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить.
Диагностика проводилась по мере освоения каждого вида конструирования и
робототехники.
Высокий уровень развития знаний и умений соответствует самостоятельной
деятельности ребёнка при создании постройки, модели используя образец
или схему,при самостоятельном составлении маршрута и программировании
«Умной пчелы», при рисовании 3D ручкой.
Средний уровень развития умений допускает незначительные ошибки при
работе по образцу, схеме, составлении маршрута и программировании
«Умной пчелы», при рисовании 3D ручкой. Решение находит путем
практических проб, требуется помощь взрослого.
При низком уровне - ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается
в выборе деталей и их расположении относительно друг друга, замысел у
15
ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с
деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их
смысл и способ построения ребенок не может. При программировании
«Умной пчелы» не может построить маршрут и запрограммировать её на
движение самостоятельно. При рисовании 3D ручкой не может провести
линии по поверхности листа и соединить их в одну фигуру.
4. Список литературы
1. Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809);
16
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного
образования (приказ № 1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО).
3. Федеральный закон «Об
образовании
в
Российской
Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.№196);
6. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015.№09-3242;
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
8. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФот
04.07.2014. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно–
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Устав МАДОУ № 42 «Огонек».
10. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС.
11. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2022. – 128 с.
12. Книга трафаретов для тридинга. Выпуск 1 и 2. ООО «Профи-принт», 2022.
13. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
14. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в
подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез;
М.;2010
15. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
16. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет; учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 128 с.
17. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты
совместной деятельности с детьми 6-7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 96 с.
18. Логинова И.В. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных
конструкций.
19. Первые механизмы. Книга для учителей. Отдел образования LEGO.
20. Программа и конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2023. – 240 с.
21. Робототехника и конструирование/Авт.-сост. Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова и др.М.: ТЦ Сфера, 2024. – 160 с. (Научный детский сад)
22. Рабочая тетрадь по LEGOWeDo 2.0, на основе использования конструктора
Лёвушка 2.0
23. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2012.-144 с.
24. https://trafarety.net/52-dlya-3d-ruchki.html
25. https://uprostim.com/78-shablonov-dlya-3d-ruchki/
26. https://3dpenz.ru/instrukcziya/3d-ruchka
27. http://promany.ru/lego-sxemy
17
18